Онлайн-экскурсия в действующие бизнес-проекты с оборотом от 20 млн. рублей в год
Участвовать бесплатно
×
Саботаж на рабочем месте: почему сотрудники не выполняют поставленные задачи Саботаж на рабочем месте
Вернуться к Блогу
21.07.2023
4393

Время чтения: 8 минут

Нет времени читать?
Отправить материалы на почту

Саботаж на рабочем месте: почему сотрудники не выполняют поставленные задачи

Вам не грозит корпоративный саботаж, если:

  • вы напрямую общаетесь с подчиненными и регулярно получаете от них обратную связь;

  • ваши сотрудники регулярно встречаются на корпоративных мероприятиях;

  • у вас предусмотрена многоступенчатая система отбора персонала;

  • конфликтные и токсичные сотрудники отсеиваются на этапе собеседования;

  • вы своевременно выявляете негативные настроения в компании.

Это базовые методы борьбы с саботажем. Т.е. вы наняли адекватных сотрудников, которые готовы работать и выполнять поставленные перед ними задачи. Но даже эти предупредительные меры не всегда гарантируют, что настроения внутри коллектива изменятся.

Причины саботажа на рабочем месте

Если вы столкнулись с тем, что ваши задачи стали выполнять хуже, это первый звоночек. Внимательнее присмотритесь к своим сотрудникам. О том, почему работники могут начать саботировать ваши задачи, и как с этим бороться, рассказываем ниже.

Как распознать симптомы саботажа

Главный индикатор – эффективность работы сотрудника. Если она начала снижаться – это верный признак того, что что-то пошло не так. Здесь важно разобраться в истинных причинах, ведь вполне возможно, что у человека возникли проблемы дома, о которых он не говорит на работе.

Если сотрудник все чаще употребляет фразы: «Я не понимаю, что делать», «Это слишком нереальные сроки», «Не уверен, что эти изменения принесут пользу» – самое время задуматься.

Отсутствие прежней инициативы и многочисленные жалобы на необъективность со стороны руководителя – еще один повод лучше присмотреться к работнику.

На начальной фазе саботажа исправить ситуацию вполне реально. Главное, донести до работника мысль, что руководитель открыт для диалога и готов помочь в решении проблем.

Открытый для диалога

Очень часто такое поведение может быть обусловлено тем, что в самом начале сотруднику не рассказали, как выполнять те или иные задачи. И человек просто боится показать свою некомпетентность, задавая глупые, по его мнению, вопросы.

7 причин, почему сотрудники саботируют и не выполняют поставленные задачи

Так почему же работники «сливают» поручения руководителя? На самом деле, отговорки могут быть разными – от банальных семейных обстоятельств до головных болей по причине сейсмической опасности где-нибудь в Катманду. Но истинные причины так и остаются за кадром.

Это и есть скрытый саботаж. Люди продолжают ходить на работу, выполняют базовые поручения, а сложные откладывают в дальний ящик. И тогда приходится перекладывать часть задач на остальных сотрудников. Такой перекос опасен тем, что перегруженные сотрудники также рано или поздно перегорят.

Поэтому саботаж нужно выявлять и пресекать на ранних этапах. Ниже более подробно о причинах такого поведения сотрудников.

Причина #1 – Сотруднику перестала нравиться его работа

Самая частая причина, почему сотрудник начинает работать хуже и не выполняет сложные задачи – у него пропала мотивация и интерес к работе в целом.

Изменились обязанности, поменялся круг интересов, не хватает мотивации, сменился руководитель – причины у каждого свои. Проблема в том, что говорить об этом вслух решается не каждый.

В этом случае на открытый разговор сотрудника должен вывести сам руководитель. Решением может стать или смена должности или расставание с сотрудником.

Увольнение

Причина #2 – Работнику не хватает компетенций, есть страх увольнения

Почему так происходит:

  • Ситуация 1. Новый сотрудник сильно приукрасил свое резюме и теперь боится ударить в грязь лицом. Говорит много, обещает все сделать уже завтра, но каждый раз сдвигает сроки, а сложные задачи и вовсе не выполняет. Как уже говорилось выше, если в компании предусмотрена хорошая система отбора новых сотрудников, риск возникновения таких ситуаций кратно снижается.

  • Ситуация 2. Сотрудник уже давно работает в компании, и его повышают до управленца. Но хороший исполнитель – не равно хороший руководитель. Не все понимают, что изменился не столько круг обязанностей, сколько конечный продукт. А поскольку наработанный авторитет терять не хочется, появляются отговорки.

Чтобы не допускать подобного поведения, важно чаще контактировать с сотрудниками, узнавать, почему нет результата. Разработайте более подробные инструкции, которые позволят сотруднику лучше разобраться в задачах.

Причина #3 – Сотрудники заняты решением личных проблем

Декрет, переезд, решение наболевших бытовых вопросов – когда все это начинает выходить на первый план, сосредоточиться на работе становится сложно. Изменения в личной жизни требуют больших финансов, но редко, кого эти факторы мотивируют работать больше. Напротив, чаще всего сотрудники начинают требовать повышения, жаловаться на трудные обстоятельства, не прилагая при этом усилий со своей стороны.

Решение личных проблем на работе

Здесь важно не идти на поводу, а трезво взвесить все факторы. Давление и угрозы в этом случае работают плохо. Предложите сотруднику условия повышения его заработка через выполнение новых задач, KPI. Составьте определенный план работ. Если цель сотрудника – сохранить должность и приумножить доход, он изменит свое отношение к работе и срыв задач прекратится. Если нет – уволится сам.

Причина #4 – В компании отсутствует система наказания за невыполнение обязанностей

Если в компании не предусмотрена система штрафов за отсутствие результатов, возникает риск саботажа и невыполнения поставленных задач.

Речь не только о материальной ответственности. Наказание может быть в виде взыскания, отсутствия премии или другого вида поощрения.

Только не увлекайтесь! Слишком строгие рамки могут привести к обратному эффекту. Сотрудники будут вынуждены покинуть компанию из-за того, что за любую неудачу они рискуют быть оштрафованными.

Как можно искоренить данную причину саботирования:

  1. Разработайте и внедрите систему отчетности. Уровень ответственности в таком случае повышается. Если каждый сотрудник знает круг своих обязанностей, он будет способен отчитаться за выполнение своих задач. Да и выяснить причину неудачи получится быстрее, когда у каждого сотрудника есть свой отчет по задачам.

    Отчет по задачам

  2. Переложите ответственность на сотрудника. Если ваши решения кажутся исполнителям неправильными, разрешите им действовать по своему усмотрению. При условии, если это не навредит бизнесу. Когда сотрудник поймет, что его решения оказались менее продуктивными, и он лишится премии, то сможет быстрее пересмотреть свое отношение к работе и советам коллег.

  3. Введите бонусы за поиск и устранение собственных ошибок сотрудников. Так поступают многие компании, когда сталкиваются с несговорчивыми линейными руководителями. Такой психологический прием позволяет сотруднику взглянуть на выполнение своих задач со стороны. И, как правило, договориться становится сильно проще. Более того, на основе выявленных ошибок легче разработать план улучшений.

Причина #5 – Сотрудники протестуют против изменений в организации

Компания развивается постоянно. Изменчивый рынок, санкции, конкуренция – руководителю компании постоянно приходится искать баланс. Поэтому внедрение изменений – это вполне закономерный процесс успешного развития бизнеса.

Но не всем работникам это нравится. Только вчера приходилось выполнять одни задачи, а сегодня вдруг появились новые поручения, изменился подход к расчету KPI, а премии стали выплачиваться реже. Не все готовы меняться. И вот уже простое недовольство переросло в скрытый саботаж.

Скрытый саботаж

Как быть?

  • Открыто рассказывайте об изменениях. Пусть работники видят, что не только за их счет компания старается удержаться на плаву. Когда сотрудники чувствуют дух коллективизма и единства, переносить сложные периоды становится проще. Честно говорите, что это не навсегда, но это необходимо для общего благополучия компании и каждого сотрудника в целом.

  • Совместно обсуждайте планы решения проблем. Принимайте все идеи, разрабатывайте стратегии.

  • Введите ежемесячные планерки с отчетами о проделанной работе и полученных результатах. Показывайте наглядно, как введенные изменения помогли добиться роста.

  • Позвольте сотрудникам рассказать о том, с какими сложностями они сталкиваются в работе – почему срываются сроки, где тормозятся процессы. Но не в формате жалоб, а через «мне нужна обратная связь». Часто отделы не понимают, чем заняты их коллеги, и отсюда возникают поры. Ваша задача как руководителя – сделать стенки более прозрачными.

Причина #6 – Управленческие ошибки руководителя

Ситуации, когда руководитель взваливает 80% операционной деятельности на себя, не редки. Сотрудники и шагу ступить не могут, пока начальник лично не утвердит ход работ. По сути, руководитель сам провоцирует работников к саботажу.

В итоге даже такие простые задачи, как покупка кондиционера или укладка асфальта на подъездной дорожке должны быть согласованы с начальством. Сотрудники перестают работать в обычном режиме, постоянно срывают сроки. И все это потому, что приходится затягивать начало работ из-за отсутствия управленческой системы.

Схема работы сводится к тому, что сроки затягиваются, а задачи выполняются в авральном режиме.

Аврал

Чтобы этого не допускать, у сотрудника должен быть определенный круг обязанностей, где он сможет принимать самостоятельные решения, и за которые будет нести ответственность. Начальник обозначает конечный результат и сроки и согласовывает необходимые ресурсы.

Руководитель должен уметь делегировать, иначе он становится рядовым сотрудником. Задача директора – развитие и масштабирование бизнеса. Для выполнения остальных поручений есть сотрудники и линейные руководители.

Читайте также: Топ-7 обязанностей директора, которые нельзя делегировать

Причина #7 – Сотрудники не готовы выполнять дополнительную работу

Пожалуй, одна из самых серьезных причин, по которой работники начинают «сливать» задачи.

Ситуация такая: руководитель видит, что сотрудник усердно работает, и начинает поручать ему дополнительные задачи, которые не входят в круг его обязанностей. При этом эти переработки не оплачиваются.

Цель сотрудника – получить повышение. И видя, что платить ему не собираются, он перестает выполнять эти задачи. Логика здесь очень простая: «не выполняю, значит, и поручать перестанут».

Перегрузки на работе

Понятно, что в должностной инструкции невозможно прописать абсолютно все. Поэтому здесь можно придерживаться следующих принципов:

  • Правильно ставьте задачи, указывайте сроки и оговаривайте бонусы, которые сотрудник получит за их выполнение: дополнительные дни отпуска, улучшение условий работы, оплата фитнес-клуба или повышение по служебной лестнице.

  • Если сотрудник все равно отказывается, возможно, ему не хватает навыков, или задача выглядит слишком сложной. В этом случае могут помочь дополнительные инструкции, скрипты или обучение.

  • Публично награждайте тех, кто отличился. Положительные эмоции помогут закрепить ощущение, что дополнительная работа – это способ получить бонус, а не лишняя головная боль.

  • Наш мозг так устроен, что любой выход из зоны комфорта будет воспринят, как атака на безопасность. Возникает защитная реакция: «Я не смогу», «Эти задачи лишние», «От дополнительной работы будет больше проблем» и т. д. Введите элемент соревнований внутри отделов. В этом случае человек переключается на поиск средств для достижения цели. А это уже позитивное мышление, когда работник решает конкретную задачу, вместо того, чтобы тратить ресурсы на защиту.

  • Показывайте достижения сотрудников, которые работают сверх нормы. Кто займет вакантное место руководителя отдела, когда тот уйдет на повышение? Кто станет наставником за дополнительную оплату, когда придется обучать новых сотрудников? Когда сотрудники видят реальные примеры того, что усердная работа не остается незамеченной, желание отличиться и работать больше возникает чаще.

Чек-лист для руководителя, чтобы избежать саботажа на рабочем месте
  • Все задачи сформулированы максимально просто и понятно. Чем больше в них конкретики и понятных целей, тем легче работнику будет отчитаться о результатах.

  • У вас есть четкая система kpi и система мотивации сотрудников. Сотрудник знает, что нужно сделать, чтобы получить премию или повышение.

  • В организации введена система штрафов и санкций за невыполнение обязанностей.

  • Ваши сотрудники регулярно получают обратную связь о проделанной работе.

  • Каждая задача имеет регламентированные сроки выполнения.

Эти простые правила помогут вам легко справиться с негативными настроениями в коллективе, исключить риск саботирования задач и окажут положительный эффект на эффективность работы сотрудников.

Читать далее: Лучшие 15 книг по управлению персоналом

Облако тегов
Понравилась статья? Поделитесь:
Забрать подарки
из закрытой базы
Скачать 7,4 MB
Полезные
материалы
для руководителей
Скачать 3,2 MB
Елена Койгородова
Елена Койгородова печатает ...