×
Как правильно говорить «нет»: прокачиваем навык отказывать клиентам, подчиненным и партнерам по бизнесу
Вернуться к Блогу
24.11.2023
2859

Время чтения: 8 минут

Нет времени читать?
Отправить материалы на почту

Как правильно говорить «нет»: прокачиваем навык отказывать клиентам, подчиненным и партнерам по бизнесу

Почему это важно? В бизнесе умение говорить «нет» является чрезвычайно важным. Предприниматель нередко вынужден отказывать партнерам, бизнесмены – клиентам, а руководитель не всегда соглашается с сотрудниками.

Как сказать «нет»? В этом материале рассмотрим, почему умение отказывать клиентам, подчиненным и партнерам по бизнесу – необходимый навык для эффективного управления и развития.

Почему так сложно сказать нет

Не многие из нас умеют отказывать, не ощущая при этом чувство вины. Сложности могут возникать по разным причинам, среди которых:

  • Страх неопределенности. Неизвестно, как на это отреагирует ваш собеседник, и какие последствия за этим последуют. Одно дело отказать сотруднику, и совсем другое – стратегическим бизнес-партнерам.

  • Нежелание ввязываться в конфликт или еще больше усложнять ситуацию. На самом деле, это банальный страх, что после отказа вы навредите самому себе.

    Как говорить нет

    Источник: shutterstock.com

  • Желание угодить. Такой психологический триггер загоняет вас в ловушку, когда вы воспринимаете отказ, как проявление невежливости и нежелание помочь. Собеседник чувствует это и начинает оказывать еще большее давление на принимаемые вами решения.

  • Неудачный прошлый опыт или низкая самооценка. Желание получить одобрение со стороны окружения, неумение защищать собственные границы и слабый навык самопрезентации могут также провоцировать вас на то, чтобы соглашаться с неудобными требованиями.

Но что, если подойти к отказу с другой стороны? Тот, кто умеет правильно сказать «нет», всегда сможет договориться на более выгодных для себя условиях. Отказывая в чем-то, вы открываете двери для новых возможностей и фокусируетесь на том, что действительно важно.

Если вы не научитесь отказывать, то к вам так и будут тянуться манипуляторы, которые будут тратить ваши время, ресурсы и фокус. Поговорим о принципах корректного и эффективного отказа.

Читайте также!

«Никогда не совершайте эти 5 ошибок на переговорах, чтобы не потерять важных клиентов»
Подробнее

Как сказать «нет» красиво: 5 главных принципов

Общие принципы отказа работают одинаково эффективно и для клиентов, и для сотрудников, и для бизнес-партнеров. Прокачивайте свой навык отказа и научитесь говорить «нет» правильно.

  1. Отказывайте идее, а не человеку

    Вы же отказываете не потому, что собеседник вам неприятен. Вы говорите «нет» его идее. Именно его идея не приемлема для вас. И нужно донести эту мысль до того, кому вы отказываете. Это переведет ваш диалог в конструктивное русло.

    Учитывайте цели и интересы того, кому отказываете. Это позволит вам выбрать правильную форму отказа. Отказывая клиентам или партнерам, важно учитывать возможность долгосрочного сотрудничества. А от того, насколько грамотно вы скажете «нет» сотруднику, зависит его будущая мотивация.

    Как отказать сотруднику

    Источник: shutterstock.com

  2. Объясняйте причину своего отказа

    Во-первых, так вы проявляете лояльность и уважение по отношению к тому, кому отказываете. Во-вторых, вы даете человеку понять, почему говорите «нет». Понимание причины – первый путь к тому, что клиент и дальше останется с вами, но уже на более выгодных для вас условиях.

    Часто отказ связан с причинами, которые не зависят от вас. Обязательно скажите об этом вашему собеседнику.

    • Когда приходится отказывать клиенту, акцентируйте внимание на внешних обстоятельствах, например, ограниченные ресурсы или изменение бизнес-стратегии.

    • Для сотрудника при объяснении отказа в повышении подчеркните факторы, которые лежат вне ваших прямых полномочий, такие как бюджетные ограничения или структурные изменения.

    • Для партнеров отказ может быть обусловлен внутренними стратегическими решениями, или, наоборот, внешними факторами и обстоятельствами.

  3. Предлагайте компромисс

    Ваш оппонент, кем бы он ни был: клиент, партнер или сотрудник, преследует собственные цели. И конечно он хочет выиграть на своих условиях. Не спешите отказывать, предложите компромисс. Возможно, вашего собеседника устроят ваши требования, и вы сумеете выгодно договориться.

    Компромисс при отказе

    Источник: shutterstock.com

    Отказывая партнерам или сотруднику, предложите, например, альтернативное решение или сотрудничество, которое может быть более подходящим в данный момент. Это поможет смягчить отказ и продемонстрировать вашу готовность к сотрудничеству в будущем.

    Отказывая сотруднику в повышении заработной платы, предложите компромисс в виде дополнительных бонусов, временных изменений в задачах или других форм поддержки.

  4. Говорите красиво

    Слово «нет» – не единственный вариант отказать собеседнику. Существует несколько рабочих фраз, позволяющих отказать в деликатной форме, например: «Это очень сложный вопрос, чтобы решить его здесь и сейчас».

    Еще один вариант отказать красиво, сделать это по-японски: «Да, и поэтому…». Вы не отказываете, а соглашаетесь с оппонентом, при этом выдвигаете ему такие условия, из-за которых ваш собеседник говорит себе «нет» за вас.

    Как отказывают японцы

    Источник: shutterstock.com

    Правильно выбирайте стиль коммуникации. Для клиентов требуется дипломатичный стиль общения, с акцентом на его потребностях. С партнерами будет уместен стратегический подход, когда необходимо обосновывать свое «нет».

    А в общении с сотрудниками, при обсуждении причин отказа в контексте профессионального роста, допускается использовать более прямой и конструктивный подход.

  5. Просто скажите «нет»

    Без оправданий, заискиваний и эмоциональных срывов. Определите свои собственные цели и четко обозначьте свою позицию. Если ваш курс не совпадает с тем, который предлагает вам оппонент, спокойным и уверенным тоном скажите «нет».

    Как сказать нет бизнес-партнеру

    Источник: shutterstock.com

    Такая практика позволит вам сфокусироваться на приоритетных задачах. В противном случае вы потратите время для достижения чужих целей.

    Такой отказ никогда не воспринимается враждебно, а в глазах собеседника вы предстанете серьезным переговорщиком, со своими идеями, принципами и требованиями.

Как видите, существует много разных способов сказать «нет», и сохранить при этом хорошие отношения с клиентами и партнерами. Отказ – это лишь один из элементов эффективной коммуникации. Еще больше полезных материалов читайте в нашем блоге в разделе «Для руководителей».

Облако тегов
Понравилась статья? Поделитесь:
Забрать гарантированный подарок
Полезные
материалы
для руководителей
Скачать 3,2 MB
Елена Койгородова
Елена Койгородова печатает ...