Почему это важно? В бизнесе умение говорить «нет» является чрезвычайно важным. Предприниматель нередко вынужден отказывать партнерам, бизнесмены – клиентам, а руководитель не всегда соглашается с сотрудниками.
Как сказать «нет»? В этом материале рассмотрим, почему умение отказывать клиентам, подчиненным и партнерам по бизнесу – необходимый навык для эффективного управления и развития.
Почему так сложно сказать нет
Не многие из нас умеют отказывать, не ощущая при этом чувство вины. Сложности могут возникать по разным причинам, среди которых:
-
Страх неопределенности. Неизвестно, как на это отреагирует ваш собеседник, и какие последствия за этим последуют. Одно дело отказать сотруднику, и совсем другое – стратегическим бизнес-партнерам.
-
Нежелание ввязываться в конфликт или еще больше усложнять ситуацию. На самом деле, это банальный страх, что после отказа вы навредите самому себе.
Источник: shutterstock.com
-
Желание угодить. Такой психологический триггер загоняет вас в ловушку, когда вы воспринимаете отказ, как проявление невежливости и нежелание помочь. Собеседник чувствует это и начинает оказывать еще большее давление на принимаемые вами решения.
-
Неудачный прошлый опыт или низкая самооценка. Желание получить одобрение со стороны окружения, неумение защищать собственные границы и слабый навык самопрезентации могут также провоцировать вас на то, чтобы соглашаться с неудобными требованиями.
Но что, если подойти к отказу с другой стороны? Тот, кто умеет правильно сказать «нет», всегда сможет договориться на более выгодных для себя условиях. Отказывая в чем-то, вы открываете двери для новых возможностей и фокусируетесь на том, что действительно важно.
Если вы не научитесь отказывать, то к вам так и будут тянуться манипуляторы, которые будут тратить ваши время, ресурсы и фокус. Поговорим о принципах корректного и эффективного отказа.
Читайте также!
Как сказать «нет» красиво: 5 главных принципов
Общие принципы отказа работают одинаково эффективно и для клиентов, и для сотрудников, и для бизнес-партнеров. Прокачивайте свой навык отказа и научитесь говорить «нет» правильно.
-
Отказывайте идее, а не человеку
Вы же отказываете не потому, что собеседник вам неприятен. Вы говорите «нет» его идее. Именно его идея не приемлема для вас. И нужно донести эту мысль до того, кому вы отказываете. Это переведет ваш диалог в конструктивное русло.
Учитывайте цели и интересы того, кому отказываете. Это позволит вам выбрать правильную форму отказа. Отказывая клиентам или партнерам, важно учитывать возможность долгосрочного сотрудничества. А от того, насколько грамотно вы скажете «нет» сотруднику, зависит его будущая мотивация.
Источник: shutterstock.com
-
Объясняйте причину своего отказа
Во-первых, так вы проявляете лояльность и уважение по отношению к тому, кому отказываете. Во-вторых, вы даете человеку понять, почему говорите «нет». Понимание причины – первый путь к тому, что клиент и дальше останется с вами, но уже на более выгодных для вас условиях.
Часто отказ связан с причинами, которые не зависят от вас. Обязательно скажите об этом вашему собеседнику.
-
Когда приходится отказывать клиенту, акцентируйте внимание на внешних обстоятельствах, например, ограниченные ресурсы или изменение бизнес-стратегии.
-
Для сотрудника при объяснении отказа в повышении подчеркните факторы, которые лежат вне ваших прямых полномочий, такие как бюджетные ограничения или структурные изменения.
-
Для партнеров отказ может быть обусловлен внутренними стратегическими решениями, или, наоборот, внешними факторами и обстоятельствами.
-
-
Предлагайте компромисс
Ваш оппонент, кем бы он ни был: клиент, партнер или сотрудник, преследует собственные цели. И конечно он хочет выиграть на своих условиях. Не спешите отказывать, предложите компромисс. Возможно, вашего собеседника устроят ваши требования, и вы сумеете выгодно договориться.
Источник: shutterstock.com
Отказывая партнерам или сотруднику, предложите, например, альтернативное решение или сотрудничество, которое может быть более подходящим в данный момент. Это поможет смягчить отказ и продемонстрировать вашу готовность к сотрудничеству в будущем.
Отказывая сотруднику в повышении заработной платы, предложите компромисс в виде дополнительных бонусов, временных изменений в задачах или других форм поддержки.
-
Говорите красиво
Слово «нет» – не единственный вариант отказать собеседнику. Существует несколько рабочих фраз, позволяющих отказать в деликатной форме, например: «Это очень сложный вопрос, чтобы решить его здесь и сейчас».
Еще один вариант отказать красиво, сделать это по-японски: «Да, и поэтому…». Вы не отказываете, а соглашаетесь с оппонентом, при этом выдвигаете ему такие условия, из-за которых ваш собеседник говорит себе «нет» за вас.
Источник: shutterstock.com
Правильно выбирайте стиль коммуникации. Для клиентов требуется дипломатичный стиль общения, с акцентом на его потребностях. С партнерами будет уместен стратегический подход, когда необходимо обосновывать свое «нет».
А в общении с сотрудниками, при обсуждении причин отказа в контексте профессионального роста, допускается использовать более прямой и конструктивный подход.
-
Просто скажите «нет»
Без оправданий, заискиваний и эмоциональных срывов. Определите свои собственные цели и четко обозначьте свою позицию. Если ваш курс не совпадает с тем, который предлагает вам оппонент, спокойным и уверенным тоном скажите «нет».
Источник: shutterstock.com
Такая практика позволит вам сфокусироваться на приоритетных задачах. В противном случае вы потратите время для достижения чужих целей.
Такой отказ никогда не воспринимается враждебно, а в глазах собеседника вы предстанете серьезным переговорщиком, со своими идеями, принципами и требованиями.
Как видите, существует много разных способов сказать «нет», и сохранить при этом хорошие отношения с клиентами и партнерами. Отказ – это лишь один из элементов эффективной коммуникации. Еще больше полезных материалов читайте в нашем блоге в разделе «Для руководителей».