Онлайн-экскурсия в действующие бизнес-проекты с оборотом от 20 млн. рублей в год
Участвовать бесплатно
×
Чек-лист проверки контрагентов: как найти бизнес-партнеров, которые не «кинут»
Вернуться к Блогу
09.05.2024
4860

Время чтения: 15 минут

Нет времени читать?
Отправить материалы на почту

Чек-лист проверки контрагентов: как найти бизнес-партнеров, которые не «кинут»

О чем речь? Просроченные платежи, срыв поставки товаров и поставки бракованной продукции, потеря выручки — вот чем грозит сотрудничество с недобросовестными контрагентами. Найти надежных партнеров можно, если перед этим провести должную проверку. 

Как проверить? Предлагаем подробный чек-лист для проверки контрагентов, который позволит обезопасить финансы компании при заключении договорных отношений.

Зачем нужна проверка контрагента

По официальным данным, 84% руководителей хотя бы раз сталкивались с нарушениями условий сделки со стороны контрагентов. При этом более 40% руководителей уверены, что при правильном подходе и тщательной проверке партнеров таких последствий можно было избежать.

Но почему же тогда они не приложили усилий, чтобы организовать проверку? Вопрос риторический.

Прежде чем рассказать, для чего проводится проверка контрагента, важно понять, чем грозит предпринимателям партнерство с недобросовестными контрагентами:

  • просроченная задолженность;

  • срыв сроков поставки товаров и услуг;

  • поставки бракованной продукции;

  • мошенничество и поддельные реквизиты;

  • потеря выручки и прекращение сотрудничества;

  • нарушение других договоренностей.

Этот список каждый второй предприниматель может дополнить случаями из собственной практики.

Проверка бизнес-партнеров

Источник: shutterstock.com

В большинстве случаев этого можно было бы избежать, снизив возможные риски до минимума. Но для этого, прежде чем заключать договор, владелец бизнеса должен проводить тщательную проверку каждого партнера, с которым он заключает договор или соглашение.

Для чего нужна проверка контрагента:

  1. Удостовериться, что юридическое лицо зарегистрировано в ЕГРЮЛ, а ИП – в ЕГРИП.

  2. Убедиться, что ваш контрагент не находится в процессе банкротства. Такую информацию можно получить из госреестра.

  3. Проверить, действительно ли ваш контрагент имеет заявленный опыт работы в интересующей вас сфере.

  4. Получить информацию о том, сколько владельцев было у компании в период ее существования. Если у компании часто меняется владелец, это может говорить о внутренних проблемах фирмы.

Важно проверить контрагента перед подписанием договора, чтобы избежать проблем и потери средств.

Читайте также!

«Виды ответственности руководителя: как защититься от правовых рисков»
Подробнее

Как проверить контрагентов

При заключении любой сделки, ее участники всегда находятся в зоне риска. Поэтому до того, как будет подписано партнерское соглашение и заключена сделка, контрагента нужно проверять.

Существует много эффективных ресурсов, которые позволяют проверить  надежность будущего партнера перед началом сотрудничества:

  1. На сайте ФНС можно получить всю информацию о юридическом лице. Вы можете воспользоваться и другими официальными сервисами:

    • «Проверка контрагента» – позволяет проверить факт регистрации ИП или юридического лица в ЕГРН.

    • Сервис по проверке адресов массовой регистрации.

    • Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

    • Сервис для получения выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

    Сайт ФНС

    Источник: nalog.gov.ru

  2. Картотека Арбитражных дел предоставит всю информацию о судебных разбирательствах с участием ИП или юридического лица. Можно найти карточку контрагента со всей информацией.

  3. Банк данных исполнительных производств. Информация о наличии предъявленных к взысканию долгов.

  4. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

  5. Сервисы для получения бухгалтерской отчетности. Например, сайт федеральной службы статистики.

  6. Ресурсы для проверки паспорта гражданина РФ.

Не работайте с теми, кто вызывает подозрения. Не стоит доверять тем, у кого есть долги или тем, кто занимается не той деятельностью, которая указана в ЕГРЮЛ.

Чек-лист проверки контрагента

Время такой проверки может составить от пары часов до 1 дня, но значимость ее гораздо ценнее.

Итак, на что нужно обращать внимание при проверке партнеров.

  1. Ключевая информация:

    • получить данные о компании можно на сайте ФНС;

    • проверить, нет ли компании в списке недобросовестных поставщиков.

  2. Юридические данные:

    • как давно фирма работает на рынке;

    • уставный капитал;

    • наличие дополнительного бизнеса у бенефициаров компании;

    • сведения о банкротстве, судебных исках и исполнительных производствах в отношении компании партнера.

  3. Финансовая отчетность компании

    Для этого:

    • Запросите у компании заверенные документы с финансовой отчетностью за год.

    • Проанализируйте наличие задолженностей и динамику капитала компании. Она не должна быть ниже уровня инфляции.

    • Обратите внимание на сумму контракта, которая не должна превышать уровень капитала и объем дебиторской задолженности.

    Финансовая отчетность компании

    Источник: shutterstock.com

  4. Сумма контракта

    Оцените возможные риски невыполнения заказа. Если его сумма превышает 20% от финансовых активов компании, или одобренных заемных средств, лучше отказаться от него. В крайнем случае, такой заказ можно раздробить на более мелкие, и тем самым обезопасить свою компанию.

  5. Этапы выполнения контракта и порядок оплаты

    Оцените план поступления средств. Важно, чтобы затраты соотносились с поступлением средств. Так и вы, и ваш партнер сможете выполнять свои обязательства в полной мере.

    Обратите внимание на предоплату. Нормальной считается предоплата в размере 30-35% от суммы контракта. Соответственно, чем эта цифра больше, тем лучше.

  6. Репутация компании

    Не всегда репутация гарантирует надежное партнерство. Поэтому проверьте, как обстоят дела внутри компании. Для этого:

    • изучите крупные сайты поиска работы, чтобы посмотреть отзывы о работе от персонала;

    • проверьте социальные сети компании, чтобы получить информацию о сотрудниках;

    • найдите отзывы о компании в сети Интернет, хотя не всему, что написано, стоит верить на 100%.

  7. Другое:

    • время ответа на письма и количество писем, оставшихся без ответа;

    • количество сотрудников компании, которые находятся в активном поиске работы;

    • отзывы клиентов и партнеров компании-контрагента;

    • наличие гарантий и поручительств при заключении соглашений.

Проверка компании по этому списку поможет вам минимизировать риски и обезопасить ваши финансы при налаживании партнерских отношений с будущими контрагентами.

Не стоит быть излишне доверчивым и беспечным. Хорошая репутация компании не повод отказываться от проверки. Лучше проведите тщательный анализ и оцените риски работы с контрагентом со всех сторон, чтобы обезопасить себя от возможных негативных последствий.

Облако тегов
Понравилась статья? Поделитесь:
Забрать подарки
из закрытой базы
Скачать 7,4 MB
Полезные
материалы
для руководителей
Скачать 3,2 MB
Елена Койгородова
Елена Койгородова печатает ...