×
Фасилитатор: кто это, чем занимается
Вернуться к Блогу
26.06.2025
1984

Время чтения: 16 минут

Нет времени читать?
Отправить материалы на почту

Фасилитатор: кто это, чем занимается

О чем речь? Фасилитатор — специалист, который помогает группе эффективно взаимодействовать, достигать целей и находить решения. Его роль заключается в организации процесса, а не в навязывании своей точки зрения.

Как действует? Фасилитатор создает структуру обсуждения, задает правильные вопросы и нейтрализует конфликты. Его инструменты — техники модерации, умение слушать и направлять дискуссию в продуктивное русло.



Основные проблемы групповых обсуждений

Групповое обсуждение подразумевает нескольких участников процесса, мнения которых могут отличаться. Люди мыслят по-разному, отличается их поведение, реакция на ситуацию.

Из-за поведенческих и мыслительных различий работа в группе может оказаться неэффективной. Причины этого:

  • Участники предпочитают промолчать, не высказывая своего мнения.

  • Члены команды привыкли, что все за них кто-то решает (характерно для авторитарного стиля управления). Они не хотят ничего делать, считая, что найдутся другие «умные» люди.

  • Чувствуют себя некомфортно, когда нужно отвечать на заданные вопросы.

  • Не хотят искать альтернативных путей решения проблемы, сворачивать с привычного пути, упуская из-за этого много возможностей.

  • Обсуждение проходит поверхностно.

  • Лидеры непонятно формулируют вопросы для обсуждения.

  • Для какого-то члена группы или отдела компании тема является неактуальной.

  • В процессе обсуждения люди много додумывают, строят догадки.

  • Избыток эмоций и критики.

  • Много времени тратится на вопросы, не относящиеся к теме.

  • Отсутствует поддержка выбранного решения в коллективе. Так бывает, если в обсуждении участвуют только руководители отделов, а остальных сотрудников ставят перед фактом.

Основные проблемы групповых обсуждений

Источник: shutterstock.com

В идеале процесс обсуждения в группе должен проходить так: есть проблема, коллектив высказывает свое мнение, идеи, задает вопросы, и в результате находится общее решение. Однако на практике договориться бывает очень сложно, поскольку точка зрения у всех разная.

В результате лидер берет принятие решения на себя, все остальные либо его выполняют, либо за спиной выражают недовольство, либо работают только для вида, или вовсе ничего не делают.

В руководстве по фасилитации Сэма Кейнера описаны три этапа группового обсуждения:

  • Зона расхождения — на этом этапе формируется список идей, обозначаются мнения.

  • Зона стонов — изучается мнение каждого, предпринимаются попытки понять позиции разных людей. Совместить разные мысли и идеи бывает очень трудно, поэтому данная стадия характеризуется раздражением, нетерпением, замешательством, защитой и т.д. Группа может упустить важные идеи, ни к чему не прийти, хотя данный этап является естественным для коллективных обсуждений.

  • Зона схождения — на этом этапе проходит отбор идей, участники делают выводы, настраиваются на взаимодействие, голосуют за конкретное решение.

Фасилитация позволяет пройти весь процесс обсуждения так, чтобы каждый участник группы внес свой вклад, и в итоге все пришли к общему решению.

Читайте также!

«Кросс-маркетинг в 2025 году: 5 примеров и 8 ошибок»
Подробнее

Что такое фасилитация и фасилитатор простыми словами

Фасилитацией называется организация эффективного обсуждения в группе с использованием различных инструментов и техник. В переводе с английского термин «фасилитация» означает помощь в работе как команде, так и одному человеку. Фасилитацию применяют и для решения бытовых задач, и для достижения бизнес-целей.

В настоящее время все большее значение приобретают умение быстро подстраиваться под изменяющиеся условия и качественное общение, и фасилитация в этом играет важную роль.

В основе этого метода лежит социальная теория фасилитации, которая говорит о том, что человек работает более эффективно, когда рядом находятся другие люди. Ключевой механизм этого как раз и заключается в том, что в работе группы участвует третье лицо — фасилитатор.

При традиционной схеме работы коллектива организационные задачи находятся в единоличном ведении руководителя. Он разрабатывает план беседы, контролирует ход разговора, сам в нем участвует и в итоге принимает решение.

В таком случае не все участники дискуссии имеют возможность раскрыться, высказать свои идеи, что в результате приводит к ограниченности решения. Участие фасилитатора помогает это предотвратить.

Что такое фасилитация и фасилитатор простыми словами

Источник: shutterstock.com

Психологи называют фасилитатором человека, помогающего в обучении. В бизнесе под этим термином подразумевают человека, который ведет и модерирует групповую встречу.

Фасилитатор контролирует соблюдение регламента, записывает все высказанные идеи, направляет дискуссию в нужном направлении. Он способствует активному общению группы и выстраиванию открытой связи между членами команды.

Фасилитатора можно пригласить извне или возложить эту роль на сотрудника компании, который разбирается в техниках этого процесса.

Задача специалиста состоит в том, чтобы выстроить дискуссию так, чтобы эффективно использовать все ресурсы участников.

Результат разговора зачастую зависит от навыков и компетенции ведущего. Хороший фасилитатор должен обладать следующими навыками:

  • Беспристрастность. Он никого не оценивает, не участвует в спорах, находится на нейтральной позиции. Фасилитатор не может навязывать свою точку зрения, он должен создавать условия для высказывания разных мнений и проявлений креатива.

  • Внимательное слушание. Это имеет значение и для правильной модерации встречи, и для визуальной поддержки команды.

  • Построение коммуникации. Этот пункт является продолжением предыдущего. Необходимо поддерживать активность участников и находить со всеми общий язык. Обсуждение будет успешным тогда, когда и модератор, и команда будут в нем заинтересованы.

  • Контроль ситуации. Участники могут отвлекаться на посторонние вопросы, уводить беседу в другую сторону, нарушать правила, проявлять излишние эмоции, а фасилитатор должен на это реагировать и направлять разговор.

  • Мотивация участников. Если человек теряет суть разговора и не может сформулировать мысли, фасилитатор помогает ему вернуться в нужное русло.

Такая работа помогает команде сконцентрироваться на основном вопросе и не терять время на организацию процесса.

История профессии фасилитатора

Зарождение профессии произошло в середине двадцатого века, когда бизнесу потребовались более эффективные методы командной работы. Первый шаг к ее развитию совершил Курт Левин, психолог из Америки.

В сороковых годах прошлого века он изучал взаимодействие групп и факторы, которые помогают им работать эффективно. Результатом стала теория лидерства, описывающая значимость роли лидера для работы в группе. Работы Левина показали, что на успех влияют не только участники, но и то, как координируется их взаимодействие. Эта идея и легла в основу фасилитации.

Сам термин предложил использовать американский психолог Роберт Зайонц в 1965 году. Он изучал поведение тараканов и понял, что если они находятся в группе, то быстрее преодолевают несложный лабиринт. Однако для решения сложных задач посторонние наблюдатели им не требовались.

История профессии фасилитатора

Источник: shutterstock.com

Позже аналогичные результаты исследователь заметил у людей и решил, что производительность зависит от окружающих условий. Так и образовалась теория социальной фасилитации.

Идею позднее поддержал американский психолог Карл Роджерс и в восьмидесятых годах использовал ее в образовании. Он рассматривал учителя не только как источник знаний, но и наделил его ролью наставника, который должен с эмпатией и доверием относиться к ученикам, поддерживать их.

Роджерс был уверен, что для раскрытия ученического потенциала к человеку нужно относиться безусловно положительно. Постепенно этот подход распространился не только на обучение, но и на рабочие коллективы с целью сделать общение более эффективным.

В семидесятых годах фасилитация прочно вошла в корпоративную среду и стала использоваться топ-менеджерами для повышения сплоченности и продуктивности команды.

Читайте также!

«B2B-маркетинг: ключевые особенности, каналы продвижения в 2025»
Подробнее

Функции фасилитатора

К функциям фасилитатора относятся:

  • Формирование комфортного пространства для групповых обсуждений.

Он контролирует объективность участников, следит, чтобы они вели себя адекватно, не допускали грубость в отношении коллег. Дружелюбие создает условия для креативности. Фасилитатор может менять ход обсуждения, технику ведения процесса, объявлять перерывы.

  • Структурирование встречи.

Специалист обеспечивает последовательные переходы от одного блока встречи к другому. Он начинает собрание, выделяет время на дискуссию, организует итоговое голосование, заканчивает встречу.

  • Введение в разговор каждого участника.

Фасилитатор с опытом знает, как распределить время так, чтобы все смогли высказаться. Особенно важно привлечь к беседе тех, кто любит отмолчаться, и немного притормозить самых активных сотрудников, чтобы они не перетягивали весь процесс на себя.

  • Контроль обсуждения в группе.

Роль фасилитатора состоит и в том, что он напоминает коллективу об основном вопросе, если в ходе процесса беседа начинает отходить на второй план. Бывает и так, что группа долго обсуждает один и тот же вопрос, не двигаясь дальше. Это тоже нужно вовремя замечать и направлять участников.

  • Постановка вопросов.

Они помогают не только вовлечь неактивных сотрудников, но и контролировать ход беседы, погружаться в тему более глубоко, уточнять некоторые моменты.

  • Контроль времени.

Фасилитатор следит за тем, чтобы обсуждение каждого вопроса не превышало запланированного времени, а также, чтобы общая продолжительность собрания укладывалась в хронометраж. Если он видит, что процесс затягивается, сообщает об этом команде.

  • Фиксация основных моментов встречи и принятых решений.

Хорошо, если на собрании есть отдельный человек, который это делает. Если такого человека нет, эту функцию выполняет фасилитатор. Он записывает важные тезисы и итоги.

Навыки хорошего фасилитатора

Хороший специалист обладает определенными навыками, благодаря которым успешно проводит процессы в группах.

Коммуникативные навыки

Фасилитатор должен четко и ясно выражаться, в понятной форме доносить свои мысли, применять разные стили коммуникации, ориентируясь на ситуацию. Он может поддерживать разговор, что-то уточнять, слушать, выделять конкретные идеи, предложенные участниками. Кроме того, он должен уметь так подавать информацию, чтобы она легко воспринималась.

Навык работы в команде

Специалист выстраивает доверительные отношения с каждым членом команды, соблюдает принцип открытой коммуникации.

Навык работы в команде

Источник: shutterstock.com

В его задачи входит поддержание коллективного духа и формирование атмосферы взаимопонимания между участниками.

Навык управления переговорным процессом

Фасилитатор разрабатывает структуру встречи, ставит цели и задачи, определяет конечный результат. Он контролирует соблюдение регламента и проводит встречу таким образом, чтобы все участники были в равных условиях по количеству времени и возможностям озвучить свои мысли.

Авторитет и умение мотивировать

Хороший фасилитатор в групповых встречах является вдохновляющим лидером. Он умеет создавать поддерживающую атмосферу, знает, как мотивировать членов группы, активировать творческое мышление. Понимает интересы и потребности участников. Благодаря этому команда может эффективно взаимодействовать и достигать согласия, что позволяет двигаться к общей цели.

Навык адаптации

В групповой работе часто случаются непредвиденные ситуации, которые требуют внесения корректировок в процесс. Фасилитатор должен уметь реагировать на них и изменять план действий, чтобы прийти к намеченной цели.

Увеличим продажи вашего бизнеса с помощью комплексного продвижения сайта. Наша команда экспертов разработает для вас индивидуальную стратегию, которая позволит в разы увеличить трафик, количество заявок и лидов, снизить стоимость привлечения клиентов и создать стабильный поток новых покупателей.

Узнать подробности

Навык разрешения конфликтов

Работа в группе может сопровождаться разногласиями и спорами, поэтому фасилитатор должен уметь ими управлять. Он помогает участникам конструктивно высказывать мнение, в результате чего противоречия устраняются, и достигается согласие.

Эмпатия

Это качество помогает фасилитатору понимать позицию другого человека, его эмоции и мотивы, что способствует доверительному, открытому общению и сотрудничеству, выгодному для всех.

Навык активного слушания

Хороший фасилитатор является и хорошим адресатом. Он должен показывать каждому члену команды, что интересуется его мнением и понимает его. Активное слушание проявляется не только в словах, но и в мимике, жестах, тоне голоса.

Аналитические навыки и наблюдательность

Специалист должен анализировать ход разговора, видеть динамику движения группы, делать выводы на основе наблюдений.

Креативность

Фасилитатор должен побуждать каждого человека мыслить нестандартно, создавать благоприятную атмосферу для генерации творческих идей и решений.

ТОП-7 кейсов
из разных ниш с ростом
от 89% до 1732%
Узнать подробнее

Разница между фасилитатором и тренером

Фасилитация не равнозначна тренингу. Тренер обычно является экспертом в содержании беседы, а фасилитатор — это эксперт по организации процесса. Тренинги проводятся в виде лекций с последующей отработкой навыков, позволяющей исправить ошибки.

Фасилитатор проводит обсуждения, обучает людей на основе их личного опыта. Тренер концентрируется на содержательной части курса, а фасилитатор — на самом процессе дискуссии.

Чем отличаются фасилитатор и тренер:

Фокус:

  • Тренер — на объекте обсуждения, чтобы группа стремилась выполнить работу.

  • Фасилитатор — на прохождении обсуждения, чтобы сплотить участников и поощрить их ответственность.

Внимание:

  • Тренер — на содержании, цели, итогах.

  • Фасилитатор— на методике и процессе, динамике коллектива.

Необходимые знания:

  • Тренер имеет экспертные знания по предмету обсуждения.

  • Фасилитатор — по управлению динамикой группы на экспертном уровне.

Компетенции:

Тренер:

  • готовит к обучению;

  • создает пространство и применяет правила обучения взрослых;

  • организует дискуссии;

  • проводит лекции;

  • организует обучающие мероприятия и тренирует навыки;

  • дает обратную связь обучающимся;

  • помогает ученикам разбираться в сложных моментах;

  • проводит оценку навыков;

  • применяет аудиовизуальные методы.

Разница между фасилитатором и тренером

Источник: shutterstock.com

Фасилитатор команды:

  • составляет план встречи, разрабатывает повестку;

  • создает доброжелательную атмосферу, начинает дискуссию;

  • настраивает участников на достижение цели;

  • помогает вести продуктивное общение;

  • мотивирует на участие в обсуждении;

  • способствует поиску других решений;

  • помогает команде прийти к решению;

  • оказывает помощь в определении тим-лидера;

  • умеет воздействовать на участников, мешающих работать другим членам команды.

Оцените, какая роль ближе для вас. Кто вы для сотрудников: тренер или фасилитатор?

Методы работы фасилитатора

Цель фасилитации — привести команду к согласию и единому решению. Для достижения этого используются различные психологические приемы и ингибиции (сдерживание либо подавление конкретных действий), помогающие участникам сохранять открытую позицию для высказывания разных мнений. Фасилитация основана на человеческой психологии в сфере управления конфликтами, принятии решений, активном слушании.

В этом процессе очень важно приводить участников, имеющих разные точки зрения и интересы, к единому решению. Это достигается за счет навыков коммуникации и умения так выстраивать разговор, чтобы у каждого члена команды была возможность выразить свое мнение.

Для успешной работы фасилитатор группы должен иметь базовую методику и уметь подстраивать ее под конкретные потребности участников. Для этого он может применять голосование, стикеры, разрабатывать сценарии обсуждения, использовать другие инструменты.

Основная сложность состоит в том, что нужно добиться принятия общего решения по каждому вопросу. Достичь консенсуса членам команды помогают разные методики проведения встреч.

Визуализация процессов

Метод основан на материальной фиксации всех озвученных идей. Существуют разные варианты визуализации:

  • Ментальная карта.

Для ее создания в центральной части доски рисуют круг, где пишут тему обсуждения или вопрос. По мере озвучивания мнений участниками этот круг обрастает новыми кружками, где фиксируются идеи.

Визуализация процессов

Источник: shutterstock.com

Таким образом, вопросу придается объем и формируется схема, состоящая из совокупности задач и способов их решений. Благодаря этому методу можно разработать пошаговый план действий для достижения целей компании.

  • Карты мнений.

Цель метода заключается в нахождении общих точек соприкосновения между всеми имеющимися предложениями. Каждый участник группы на отдельном листе пишет способы решения вопроса, после чего фасилитатор собирает все листы, распределяет мнения по группам и проводит общее обсуждение.

  • Эмоциональные карты.

Это отличный вариант для ретроспективного подведения итогов за прошедший период. Участники получают карточки двух цветов, например, красного и зеленого, на которых пишут рабочие ситуации, имеющие определенную эмоциональную окраску.

Например, на красных карточках описывают то, что связано с негативными эмоциями, а на зеленых — с позитивными. Фасилитатор отмечает то, что написано на зеленых карточках, и предлагает обсудить то, что указано на красных.

Мировое кафе

Этот метод часто применяют в группах с большим количеством участников, когда нужно решать комплексные задачи. Члены команды группируются за несколькими столами, и каждому звену выдается список вопросов по определенной теме.

Через некоторое время участники друг за другом меняются своими местами, переходя за другие столы, и участвуют в других дискуссиях. Это длится до тех пор, пока все люди не побывают за разными столами.

Открытое пространство

Участники пишут на доске вопросы по обсуждаемой теме, а затем каждый пишет свое имя возле вопроса, который желает обсудить.

Открытое пространство

Источник: shutterstock.com

Таким образом, коллектив делится на группы, каждая из которых обсуждает свой вопрос. После этого выступают лидеры групп, озвучивают выводы и способы решения вопроса.

Поляризация мнений

Участники дискуссии прогнозируют развитие событий по оптимистичному и пессимистичному сценариям в рамках конкретной темы. Это помогает выразить весь негатив относительно рассматриваемого вопроса и более широко взглянуть на проблему.

Мозговой штурм

При использовании этого метода фасилитатор играет очень важную роль. При мозговом штурме решение вопроса происходит довольно хаотично, поэтому цель фасилитатора — зафиксировать высказанные идеи, чтобы не было повторений или потери информации, суммировать их и предложить новые направления для дискуссии.

Названные методы используются для фасилитации чаще всего и являются самыми эффективными.

В современных условиях фасилитация не только является оппозиционным способом ведения обсуждений (в противовес традиционным видам), но и помогает развить стремление команды работать в новых форматах.

Читайте также!

«План маркетинга компании на 2025 год: короткий и подробный варианты»
Подробнее

Основные инструменты фасилитатора

Выбор инструментов зависит от того, каким образом планируется осуществлять фасилитацию. Рассмотрим несколько инструментов:

  • Инструкция по фасилитации. Чтобы создать более комфортные условия, нужно разработать документ, где будут названы разные методики и даны ответы на распространенные вопросы. Лучше такую инструкцию размещать в цифровой среде.

  • Установка таймера. Несмотря на то, что фасилитаторконтролирует время дискуссии, лучше для наглядности применять общий таймер, который будет виден всем. В zoom-конференции это тоже можно использовать.

  • Ментальная карта. В центре доски размещается круг с основным вопросом, а вокруг него постепенно, после высказываний участников, рисуются новые кружки, где записываются озвученные идеи.

  • В результате создается комплекс вопросов со способами решений. С помощью детализированной ментальной карты можно разработать пошаговый план действий компании.

  • Карты мнений. Их создание направлено на сбор разных предложений и поиск в них общих точек. Каждый участник отдельно пишет способы решения проблемы, затем все листы отдаются фасилитатору, он классифицирует идеи и представляет их на общее обсуждение.

  • Эмоциональные карты. Этот метод лучше использовать при подведении итогов за предыдущие периоды. Участникам выдают карты двух или трех цветов, на которых они должны описать ситуации, вызывающие разные эмоции. Например, на зеленых карточках записываются позитивные события, на красных — негативные, на желтых — сомнительные. Истории из красных карточек фасилитаторвыносит на обсуждение.

Если встреча проводится в онлайн-формате, используются специальные программы. Они могут быть разными. Есть программы, которые подходят для встреч с десятками участников, а есть такие, которые рассчитаны на несколько человек.

Этапы работы фасилитатора

Для успешного проведения встречи нужно понимать, к какому итогу планируется прийти. Также следует в целом разобраться в ситуации и знать контекст. Всю работу можно структурировать так:

  • Создание проекта и плана групповой работы, в том числе выбор инструментов, которые будут способствовать продвижению группы к результату.

  • Ведение и контроль процесса обсуждения. При этом нужно обращать внимание на следующие моменты:

    1. все члены группы должны принимать участие в обсуждении;

    2. участники должны достигнуть взаимопонимания;

    3. вклад каждого человека учитывается в принятии общего решения;

    4. участники совместно отвечают за результат встречи.

  • Фиксация вопросов, идей, итогов и планов дальнейших действий.

Далее более подробно рассмотрим этапы работы и задачи фасилитатора на каждом этапе.

Этап 1. Дизайн и планирование

Когда цель группы четко установлена, дальше нужно подготовиться к встрече. Для этого выполняют два важных действия:

  • Выбирают групповой процесс и создают проект.

  • Разрабатывают повестку дня, совпадающую с целью встречи. Если проводится Скрам-встреча, то повестка формируется Скрамом, нужно только более детально продумать, как ее наполнить.

  • Выбор и дизайн группового процесса.

Дизайн группового процесса — это обширная тема, освоить которую можно только через постоянную практику и накопление опыта. Мероприятий проводится очень много, и способов проектирования групповых встреч также немало.

Мы рассмотрим только базовые принципы и способы, но нужно понимать, что кроме них существует огромное разнообразие техник и инструментов для эффективной фасилитации. Кроме того, есть литература для фасилитаторов, в основном на английском языке, где консультанты рассказывают много интересных моментов.

Этап 1. Дизайн и планирование

Источник: shutterstock.com

Рекомендуем почитать эти книги, особенно если вам предстоит сложная встреча или вы только начинаете практиковаться в этой сфере.

Вот над чем стоит подумать:

  • В каком формате проводить встречу? Будет ли это регламентированный процесс или открытая дискуссия? Второй вариант является самым простым, но нужно учитывать, что он может не позволить достичь необходимого уровня вовлеченности, с учетом числа участников. Получится ли у группы охватить все темы и предложить достаточно идей? Удастся ли задействовать каждого?

  • Какой выбрать регламентированный процесс? Если планируется работа с большой группой, для повышения вовлеченности рекомендуется делить ее на подгруппы. Если предполагается участие каждого человека, нужно заложить время для индивидуальных размышлений. Если требуется большое количество идей, можно воспользоваться методикой мозгового штурма.

Успешный фасилитатор должен концентрироваться на результате, независимо от того, какой процесс он выберет.

  • Планирование.

Продумывать следует не только процесс, но и следующие факторы:

  • Материалы и информация. Подумайте, что нужно заранее сообщить группе, как это сделать и кто этим будет заниматься.

  • Подготовка пространства. Нужно решить, какая конфигурация помещения или онлайн-площадки повысит вовлеченность группы. Возможно, понадобится организация зон для отдельных подгрупп.

  • Оснащение. Необходимо подготовить оборудование и материалы (стикеры, флипчарты, онлайн-доски и т.д.).

Этап 2. Ведение и контроль встречи

После планирования повестки и процесса специалисту нужно подумать, как он будет вести мероприятие и контролировать ход обсуждения. Необходимо разработать правила, сценарий действий при возникновении конфликтных ситуаций, отработать навыки фасилитации.

Задачи фасилитатора в ходе встречи:

  • Установить правила взаимодействия.

  • Донести до участников цели и повестку мероприятия.

  • Разогреть команду.

  • Отслеживать снижение вовлеченности, при необходимости поддерживать энергию участников.

  • Слушать, вовлекать, подводить итоги основных моментов.

  • Сохранять нейтралитет, вмешиваясь, только если это необходимо.

При возникновении конфликтов или нарастании раздражения необходимо делать акцент на интересах группы с учетом позиций каждой стороны.

Этап 3. Фиксация результатов и дальнейшие действия

Главная задача этого этапа — зафиксировать результаты, выдать их в общий доступ и проконтролировать, как выполняются решения.

Уделите внимание следующим аспектам:

  • фиксация идей и решений в режиме реального времени;

  • использование формулировок членов группы;

  • запись всех действий и выбор ответственных лиц;

  • проверка соответствия обсуждаемого тому, что записано;

  • составление плана follow-up для отслеживания прогресса.

Совет: многие воспринимают образ фасилитатора, как человека с маркером у доски. Однако важное значение имеют планирование и грамотное ведение встречи. Если она была плохо подготовлена, то значимых результатов, которые стоит зафиксировать, может и не быть.

Ошибки в работе фасилитатора

  1. Плохая подготовка. Если фасилитатор плохо понимает цель, не умеет анализировать контекст, задает участникам только общие вопросы, ведет встречу без сценария — успеха можно не ждать.

  2. Неумение управлять группой. Фасилитатордолжен знать приемы эффективного группового управления, чтобы все участники были в равных условиях, и доминирование отдельных людей было исключено.

  3. Недостаточное внимание к динамике группы. Специалист должен своевременно реагировать на изменения в группе, направлять обсуждение в нужную сторону, напоминать участникам о цели беседы. В противном случае контроль над процессом будет утрачен. Фасилитатор должен знать, в какой момент переходить к этапу объединения мнений.

  4. Отсутствие гибкости. Фасилитация требует четких грамотных действий, но это не говорит о том, что нельзя отступать от сценария. Важно проявлять гибкость, уметь подстраиваться под новые обстоятельства.

  5. Недостаток времени. Часто неопытные фасилитаторыполагают, что группа сразу начнет активно работать, и не закладывают время на раскачку, организационные вопросы, разъяснение целей и задач, образование подгрупп и т.д.

  6. Прочие ошибки. Сюда входят неверный выбор методов и инструментов, отношение к участникам с позиции «сверху», критика в адрес группы, невнимательность к вопросам и комментариям участников.

Скачайте полезный документ по теме:
Чек-лист: Как добиваться своих целей в переговорах с клиентами

Часто задаваемые вопросы о фасилитаторе

Фасилитация — это важный и интересный труд. Специалист должен хорошо продумывать процесс работы в группе, постоянно отрабатывать навыки, необходимые для подведения встречи к успешному результату.

Чем фасилитатор отличается от модератора?

Фасилитация, как и модерация, имеет связь с обсуждением. Однако слово «модерировать» происходит от латинского «moderor», то есть, сдерживать, а «фасилитировать» означает «облегчать».

У модератора ест четкие правила работы, и он может решать, что сделано правильно, а что нет. Модератор — это гарант того, что обсуждение не выйдет за обозначенные границы.

Например, на форумах модераторы контролируют, чтобы не было нарушения правил. Если такой факт будет установлен, участник может быть заблокирован.

Модератор не стремится к принятию общего решения, тогда как позиция фасилитатора подразумевает помощь, он помогает группе найти решение в процессе обсуждения.

Какие существуют модели фасилитации?

Появление первых моделей произошло в середине прошлого века. В то время процессы управления группами перешли из психологической области в сферу образования, бизнеса и т.д. Основные модели фасилитации:

  • Top (Technology of Participation) — в данной модели большое внимание уделяется вовлечению каждого участника в процесс выработки решений. В рамках модели используются такие техники, как достижение консенсуса, мозговой штурм и другие.

  • Future Search — эта модель направлена на визуализацию будущего, она помогает вдохновлять участников и генерировать идеи.

  • Open Space — модель, согласно которой сначала на обсуждение выносятся все вопросы, затем участники делятся на группы, в зависимости от того, какая тема им близка, дискутируют, после чего могут меняться местами с участниками других групп.

  • Appreciative Inquiry — в этой модели фокус направлен на обнаружение сильных сторон и положительных аспектов бизнеса и их развитие. Подчеркивается значимость сотрудничества и позитивного диалога, формируется структура для разработки дальнейшей стратегии.

Должен ли фасилитатор разбираться в теме, по поводу которой собралась сессия?

Ему не обязательно глубоко знать обсуждаемую тему. Фасилитатор должен уметь организовать членов группы так, чтобы они не боялись озвучивать идеи и принимать на их основе коллективное решение.

Специалист не является экспертом, он не может критиковать участников и навязывать собственное мнение. Кроме того, он не должен пересказывать речь участника своими словами, чтобы не допустить искажения смысла. Высказанные идеи он должен озвучивать дословно, не изменяя авторскую лексику.

Как фасилитатору стать эффективнее?

Для такой работы нужно хорошо знать теорию, но успешным специалистом можно стать только много практикуясь и накопив значительный опыт. Нужно проработать разные ситуации в группе, уметь направлять в нужное русло высокомерных участников, осознавать продуктивность процесса.

Для повышения компетентности в этой сфере нужно постоянно учиться, осваивать новые методы, читать книги. Например, «Руководство фасилитатора. Как привести группу к принятию совместного решения» Сэма Кейнера, «Коучинг Agile-команд» Лиссы Адкинс, «Секреты фасилитации. SMART-руководство по работе с группами» Майкла Вилкинсона.

Чтобы эффективно работать, нужно знать, когда стоит проявить лидерские качества, а когда следует просто быть пассивным слушателем.

Поначалу это совсем непросто. Профессионализм фасилитатора во многом связан с оформлением и эффективной обработкой итогов встречи, а также с концентрацией на работе в группе и результатах мероприятия, вместо акцента на частных мнениях.

Облако тегов
Понравилась статья? Поделитесь:
Забрать ценные бизнес-подарки бесплатно
Елена Койгородова
Елена Койгородова печатает ...