Проверки бизнеса: основные виды, контролирующие органы и порядок проведения

Проверки бизнеса: основные виды, контролирующие органы и порядок проведения

Проверки бизнеса: основные виды, контролирующие органы и порядок проведения
Время чтения: 15 минут
Отправим материал вам на:

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Что такое проверки бизнеса
  • Какие виды проверок бизнеса существуют
  • Какие организации осуществляют проверки бизнеса
  • Что такое мораторий на проверки малого бизнеса
  • Каких нововведений ждать в проверках бизнеса в 2018 году
  • Как вести себя предпринимателю при проведении проверок

О том, чтобы начать собственное дело, задумываются многие, но масса потенциальных предпринимателей отказывается от этой идеи. Немалую роль играют в этом проверки бизнеса, которые являются его неизбежным условием. О непредсказуемости контрольных мероприятий и придирчивости проверяющих ходят легенды.

Какие проверки ожидают любой бизнес

Государство возлагает на определенные органы обязанность регулярно контролировать, насколько деятельность предпринимателей по производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг соответствует законодательно утвержденным нормам и требованиям. Начинающему предпринимателю необходимо ставить в известность уполномоченные ведомства о начале своей деятельности. Все контрольные мероприятия фиксируются в специально заведенном для этого журнале, который должен храниться у владельца бизнеса.

Сразу отметим, что не для всех предпринимателей круг проверяющих и контролирующих органов одинаков – он определяется выбранной сферой деятельности. Так, если бизнес не имеет отношения к выращиванию животных, то ветеринарный надзор не будет проявлять никакого интереса к этому предприятию. Существует еще несколько ведомств, которые контролируют предпринимательскую деятельность исключительно в рамках своей компетенции.

Однако для большинства открывающихся бизнесов список надзорных органов, разрешения которых необходимо получить на этапе начала предпринимательской деятельности, идентичен. В него входят:

  • налоговые органы;
  • Роспотребнадзор;
  • МЧС;
  • органы санитарного контроля;
  • инспекция по труду и т. д.

Из этого перечня только налоговики сами решают, когда и с какой регулярностью проводить проверки бизнеса. Остальные ведомства обязаны согласовывать планы контрольных мероприятий и периодичность их проведения с надзорными органами, а именно с прокуратурой. Такое положение закона призвано защитить предпринимателей от излишней «бдительности» проверяющих и исключить коррупционные моменты, которые еще несколько лет назад сопровождали любой бизнес.

article_banner.png

Выделяют два вида проверок − плановые и внеплановые:

  1. Плановые проверки.

Контрольные мероприятия в отношении субъектов бизнеса осуществляются при наличии некоторых обязательных документов:

  • планы проверок бизнеса на следующий год, которые составляются, утверждаются и согласовываются заранее, до его наступления;
  • приказ руководителя ведомства по каждому конкретному мероприятию, который издается непосредственно перед его началом и может быть в случае необходимости подписан заместителем руководителя.

Действующее законодательство ограничивает частоту проведения плановых проверок – один раз в три года. Список предпринимателей, деятельность которых будет контролироваться в следующем году, является открытым и публикуется на официальных сайтах соответствующих органов.

Проверки бизнеса

  1. Внеплановые проверки бизнеса.

Мероприятия по контролю, которые не указаны в утвержденном плане, осуществляются в двух случаях. Во-первых, внеплановая проверка проводится, если в ходе планового мероприятия были выявлены нарушения и вынесены соответствующие предписания об их устранении. Чтобы убедиться, что предприниматель сделал все возможное, чтобы исправить недостатки в своей деятельности, проверяющие выезжают на место ведения бизнеса через некоторое время, которое указано в предписании (например, через один месяц).

Другим законным поводом для осуществления внеплановой проверки бизнеса служит обращение в контролирующие органы граждан, их объединений с сообщениями о нарушениях, которые стали или могут стать причиной экологической и техногенной катастроф, повлечь за собой опасность для жизни и здоровья людей, животных, нанести вред окружающей среде. Это значит, что внеплановые контрольные действия на территории субъекта бизнеса могут проводиться в двух случаях:

  • по свершившемуся факту грубого нарушения законодательства;
  • в случае возможности совершения грубого нарушения.

Под грубым нарушением закон подразумевает следующее:

  • действия, способные нанести ущерб окружающей среде, вызвать экологическую либо техногенную катастрофу;
  • нанесение вреда жизни и здоровью работников предприятия, а также местным жителям;
  • причинение вреда животным и растениям;
  • нарушение прав потребителей;
  • деятельность, угрожающая национальной и экономической безопасности государства.

Поводом для издания распоряжения о проведении проверки бизнеса служит поступившее заявление граждан, организаций, средств массовой информации, а также муниципальных и государственных органов о фактах обнаруженных нарушений. Предварительно контролирующий орган обязан известить о необходимости внепланового мероприятия прокуратуру и получить ее одобрение.

Уведомлять предпринимателей о контрольных действиях необязательно, либо это делается за 24 часа до их начала.

Проверки бизнеса подразделяются по методу осуществления на два вида: документарная (контролирующий орган запрашивает документацию предпринимателя для изучения на своей территории) и выездная (проверяющие прибывают на место ведения предпринимательской деятельности сами).

В ходе документарной проверки (ст. 11 294-ФЗ) изучается содержание документов, без которых невозможно осуществление деятельности. Это свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательства в той или иной форме, разрешения на ведение бизнеса, отчетность о взаимодействиях с контрагентами и прочая документация, которую бизнесмен представляет по официальному запросу проверяющего ведомства на бумажных и электронных носителях.

Проверки бизнеса

При выездной проверке (ст. 12 294-ФЗ) изучаются:

  • сведения, содержащиеся в документах субъекта бизнеса;
  • соответствие его сотрудников предъявляемым к ним требованиям относительно образования и квалификации;
  • состояние используемых при производстве территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств;
  • производимые и реализуемые товары (работа, услуги);
  • принимаемые меры по исполнению обязательных требований.

Местом проведения выездной проверки является непосредственно территория, на которой предприниматель производит товары или оказывает услуги. Как правило, ей предшествует документарная, а выезд осуществляется для уточнения некоторых данных.

Закон ограничивает срок проведения контрольных мероприятий вне зависимости от их вида двадцатью рабочими днями. Кроме того, каждый субъект бизнеса в общем нельзя проверять методом плановой выездной проверки более 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

На защиту прав предпринимателей направлено положение закона (ст. 3 294-ФЗ), согласно которому не допускается, чтобы несколько надзорных органов контролировали исполнение одних и тех же обязательных требований.

Надо отметить, что хотя в целом правила проведения проверок бизнеса регламентированы Федеральным законом № 294-ФЗ, есть моменты, когда контроль осуществляется с отступлениями от этих правил. Речь идет о контрольно-разыскных мероприятиях, прокурорском надзоре и т. д. (п. 3 ст. 1 294-ФЗ). Указаны в этом законе и особые виды контроля – налоговый, валютный, банковский. Для них также предусмотрены особенности проведения (п. 3.1 ст. 1 294-ФЗ).

Проверки бизнеса

Распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р введены нормы, согласно которым, начиная с 1 июля 2016 года, в ходе осуществления проверок и предпринимателей и юридических лиц запрещено требовать представления некоторых документов:

  • разрешение на строительство;
  • сведения из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен;
  • выписки из реестра федерального имущества;
  • выписки из реестра зарегистрированных СМИ;
  • сведения из ЕГРП;
  • сведения из реестра аккредитованных лиц;
  • данные бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков;
  • данные из ЕГРИП и ЕГРЮЛ;
  • информация о выдаче иностранному лицу либо лицу без гражданства вида на жительство;
  • данные о регистрации по месту жительства или по месту пребывания гражданина РФ.

Все эти данные контролирующие органы должны запрашивать самостоятельно.

Изменения, внесенные в Трудовой кодекс (ст. 360) Федеральным законом № 272-ФЗ от 03.07.2016, расширили круг оснований, по которым контролирующие ведомства могут проводить внеплановые проверки бизнеса. Имеется в виду поступление в Государственную инспекцию труда данных из любого источника, в том числе из СМИ, о нарушениях, касающихся трудового законодательства. Это дает право трудовой инспекции осуществлять внеплановые контрольные мероприятия, даже если не было заявлений от граждан, права которых нарушены.

Какие документы чаще всего требуют в ходе проверки бизнеса

  1. Государственная противопожарная служба МЧС России

Пожарные проверки малого бизнеса отличаются самой высокой степенью строгости, и это справедливо. От того, насколько четко соблюдаются правила пожарной безопасности, зависит жизнь людей – как сотрудников предприятия, так и его клиентов. В зону внимания противопожарной службы попадают все здания, помещения, территории, где предприниматель осуществляет свою деятельность. При этом не имеет значения, является он собственником или арендует площади. Пожарные смотрят, как соблюдаются требования правил в процессе эксплуатации помещений.

Регулярность плановых проверок определена законодателем – раз в три года. В первый раз визита инспекторов следует ждать спустя три года после окончания строительства здания, точная дата указывается в разрешении на ввод в эксплуатацию.

Представители пожарной инспекции обязательно потребуют представить некоторые документы:

  • приказы директора об отключении оборудования в конце смены и об установлении оборудованных мест для курения;
  • приказ о прохождении сотрудниками регулярного противопожарного инструктажа и журнал учета;
  • планы эвакуации с территории предприятия в случае пожара.

В ходе осмотра здания инспекторы проводят проверку:

  • соответствия плана эвакуации действительному расположению помещений;
  • наличия и доступности аварийных выходов, замков в них, которые должны легко открываться в случае опасности;
  • отделочных материалов стен, пола, потолка;
  • возможности открыть решетки на окнах;
  • огнетушителей и других средств для тушения огня (их количество и места расположения);
  • состояния системы оповещения о пожаре – для помещений, где постоянно работает не менее десяти человек.

Проверки бизнеса

Трагические происшествия, которые являются прямым следствием несоблюдения правил пожарной безопасности, должны стать серьезным поводом для того, чтобы предусмотреть наличие всех указанных в нормативных документах средств предотвращения пожаров.

Противопожарная служба МЧС проводит исключительно выездные проверки. Первое контрольное мероприятие предшествует началу предпринимательской деятельности, затем они проходят каждые три года. На официальном сайте МЧС размещена информация о том, какие юридические лица и ИП подлежат очередному осмотру в следующем году.

  1. Роструд (Федеральная служба по труду и занятости)

В поле зрения этого ведомства попадают вопросы взаимодействия между предпринимателем и наемными сотрудниками. Каждые три года Роструд при проверке бизнеса изучает:

  • насколько правильно и своевременно оформлены трудовые отношения;
  • как начисляется и выплачивается заработная плата;
  • соответствуют ли размеры оплаты труда последним требованиям законодательства;
  • соблюдаются ли права работников на условия труда, на отдых, предоставляются ли им предусмотренные законом социальные льготы.

Если работодатель хорошо знает Трудовой кодекс РФ и соблюдает его положения, проблем с контролем Роструда не возникнет.

  1. ФНС (Федеральная налоговая служба)

Сферу интересов этого контролирующего органа составляет правильность исчисления и своевременность уплаты предусмотренных законодательством обязательных взносов в бюджет. Проверки бизнеса налоговой службой могут быть документарными, в процессе их проведения сотрудники ФНС изучают первичную финансовую документацию (договоры, накладные, акты приема-передачи товаров, выполненных работ и оказанных услуг). На сайте Федеральной налоговой службы представлен большой объем информации, помогающей предпринимателям соблюдать налоговое законодательство.

  1. Лицензирующие органы

Некоторые виды предпринимательской деятельности подлежат лицензированию, то есть могут осуществляться исключительно при наличии разрешения, выданного соответствующим надзорным органом. Для таких субъектов бизнеса обычным делом является контроль со стороны курирующих организаций: Ростехнадзор, ФСТЭК России, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Россельхознадзор, Росохранкультура, Роспром и прочие. Постановление Правительства РФ № 45 от 26.01.2006 содержит полный перечень.

Проверки бизнеса

Впервые предпринимателя проверяют через год после получения им лицензии, затем – каждые три года. Поскольку срок действия разрешения ограничен, в интересах бизнесмена вовремя продлевать его, чтобы не было неприятностей в виде штрафов и приостановления деятельности. Прежде чем уплачивать пошлину за продление лицензии, следует убедиться в отсутствии задолженностей по налогам и обязательным взносам.

  1. Роспотребнадзор

Роспотребнадзор интересуют аспекты деятельности, связанные:

  • с качеством выпускаемой продукции, с условиями, в которых она производится, хранится и реализуется;
  • с наличием у персонала действующих медицинских книжек;
  • с соблюдением правил торговли;
  • наличием сертификатов соответствия на товары;
  • соблюдением сроков годности продукции.

Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека предоставляет всю информацию о своей деятельности. Не стоит путать этот орган с санэпидстанцией, которая является одной из структурных единиц Роспотребнадзора и выполняет только функции контроля санитарного состояния предприятий.

Чтобы успешно пройти контроль Роспотребнадзора, опытные предприниматели рекомендуют держать в порядке все разрешения, документы на реализуемый товар с указанием данных о производителе, договоры с покупателями. Для субъектов бизнеса, работающих с физическими лицами, важно уделять внимание жалобам клиентов и своевременному реагированию на них. Если конфликтная ситуация не решена на месте, потребитель может обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, что чревато для компании внеочередной проверкой и штрафом.

Периодичность контрольных мероприятий для субъектов малого бизнеса, работающих в сфере социальных услуг и здравоохранения, отличается от основной массы организаций и может составлять более двух раз в год.

  1. Ростехнадзор

В обязанности Ростехнадзора входит контроль объектов промышленности и строительства с целью определения их соответствия принятым в РФ нормам технологической, экологической и атомной безопасности. По итогам таких действий каждый объект получает определенный класс опасности – от I до IV. Присвоенный уровень опасности влияет на периодичность последующих проверок.

Объекты I и II классов опасности находятся под пристальным контролем, их проверяют ежегодно, в то время как III класс опасности только 1 раз в три года, а для IV класса плановые мероприятия не нужны.

Одним из важнейших условий прохождения предприятием проверки для Ростехнадзора является наличие проектной и разрешительной документации, правильность ее оформления и соответствие действующему на данный момент законодательству. Архив фото- и видеоматериалов будет хорошим подспорьем при разрешении проблемных вопросов, поэтому его ведение будет положительно влиять на итоги контрольных мероприятий.

  1. Прокуратура

Прокуратура занимается проверками бизнеса только тогда, когда к ней поступает информация о нарушениях предпринимателя, не относящихся к сфере ответственности других органов. Если можно делегировать полномочия конкретному ведомству, прокуратура должна это сделать, иначе она занимается организацией контрольных мероприятий самостоятельно.

По собственной инициативе прокуратура никаких проверок не проводит, для этого в надзорный орган должно поступить обращение от гражданина, юрлица или СМИ. Это значит, что тем субъектам бизнеса, которые действуют строго в рамках правового поля, контроль со стороны прокуратуры не грозит.

Функция прокурора – подтверждение достоверности жалобы на предпринимателя. Если обращение обоснованно, сотрудники прокуратуры действуют, исходя из тяжести правонарушения: выдают предписание об устранении или возбуждают уголовное дело.

Налоговые проверки малого бизнеса и их особенности

Целью налоговой проверки является контроль деятельности субъектов бизнеса по расчету и уплате обязательных платежей в бюджет государства. Меры, которые могут предприниматься сотрудниками ФНС, четко регламентированы и не могут выходить за рамки соответствующих нормативных актов. Предприниматель должен быть готов к тому, что:

  • в ходе проверки бизнеса налоговой службой будет проводиться инвентаризация основных средств;
  • сотрудники ФНС вправе потребовать для изучения всю документацию предприятия;
  • проверяющим разрешено изымать документы из архивов, если есть основания подозревать руководство предприятия в попытке скрыть или уничтожить важные бумаги;
  • у инспектора есть право беседовать с любым работником компании и задавать ему вопросы о ее деятельности;
  • сотрудники ФНС могут копировать документы, относящиеся к налоговой отчетности;
  • в спорных вопросах могут привлекаться независимые эксперты.

Проверки бизнеса

Хотя инспекторам предоставлены широкие полномочия, есть несколько моментов, которые предприниматель должен знать:

  • проверяемый не обязан представлять нотариально удостоверенные копии документов;
  • территория предприятия, складские и архивные помещения могут осматриваться только в сопровождении предпринимателя или его представителя;
  • контрольные мероприятия могут проводиться исключительно в рабочие дни и в дневное время;
  • максимальное число проверок – два раза в год;
  • эксперты и понятые, привлекаемые к проверкам, должны быть абсолютно независимыми.

Как проходят камеральные и выездные проверки бизнеса налоговиками

Для многих предпринимателей внеплановые проверки становятся неприятным сюрпризом, но если деятельность организована строго в рамках закона, следует относиться к ним спокойно и помнить о своих правах.

Каждый субъект бизнеса в процессе контрольных мероприятий может:

  • попросить инспекторов предъявить служебное удостоверение и распоряжение о проведении проверки;
  • представлять документацию, представляющую интерес для сотрудников ФНС, в виде копий;
  • ускорить процесс, не создавая инспекторам препятствий, а наоборот, всячески помогая им;
  • при утере важных документов лучше сразу сообщить об этом, чтобы контрольные мероприятия не затянулись на длительный срок.

В ходе камеральной проверки сотрудники ФНС, не покидая офиса, изучают декларации, поданные предпринимателями за выбранный период. Цель этого мероприятия – выяснить, правильно ли исчисляются и уплачиваются налоги. Длится камеральная проверка до трех месяцев, если в распоряжении инспекторов находится полный перечень документов, в который входят:

  • декларация о налогах;
  • бухгалтерский баланс;
  • отчетность, содержащая сведения о доходах/расходах;
  • отчетность по движению денежных средств;
  • письменный отчет о целевом использовании финансов;
  • письменное подтверждение финансовой деятельности компании.

Проверки бизнеса

В результате камеральной проверки сотрудники налоговой службы выявляют два типа ошибок:

  1. неточности при заполнении документов, допущенные предпринимателями;
  2. неправильные расчеты сумм, вызванные несоблюдением действующих налоговых ставок.

Этот метод зарекомендовал себя как наиболее эффективный с точки зрения контроля соблюдения правил составления налоговой отчетности. Проверка бизнеса онлайн, которая начала применяться с начала 2016 года, значительно упростила процедуру проведения таких мероприятий.

Для осуществления выездной проверки в органе налоговой службы формируется специальная коллегия. В ее функции входит изучение документации в месте расположения субъекта бизнеса, осмотр занимаемых им помещений. В случае необходимости разрешить спорные вопросы сотрудники ФНС вправе привлечь независимых экспертов, мнение которых влияет на результаты контрольных действий.

Продолжаться выездная проверка может до двух месяцев, при этом изучать деятельность предприятия инспекторы будут исключительно в рабочие дни. Количество контрольных мероприятий в год не превышает двух.

Проверки бизнеса

Экстренная проверка бизнеса проводится в строго определенных случаях:

  • при реорганизации или ликвидации юридического лица;
  • при необходимости проконтролировать действия сотрудника ФНС;
  • с целью уточнения сведений, полученных в ходе предыдущей проверки.

Законным основанием для выездных мероприятий служит распоряжение руководителя подразделения ФНС.

Как вести себя предпринимателю, если на горизонте внеплановые проверки бизнеса

Если на территорию предприятия нельзя попасть, минуя пост охраны, руководитель будет наверняка предупрежден о визите проверяющих и сможет сопровождать их.

Законодатель предусмотрел необходимость присутствия в ходе проведения контрольных мероприятий предпринимателя или его представителя, однако на деле сотрудники ФНС могут зафиксировать нарушения сразу, как попадут на территорию проверяемого предприятия.

Чтобы свести к минимуму неприятные последствия, рекомендуется:

  • продумать систему безопасности, чтобы исключить беспрепятственное попадание посторонних на территорию;
  • проинструктировать работников о правилах общения с инспекторами.

В отсутствие руководителя или уполномоченного им лица выездная проверка проводится только в чрезвычайных ситуациях, например когда причинен вред здоровью людей или животных.

Перед началом выездной проверки предприниматель имеет право убедиться в полномочиях сотрудников ФНС:

  1. Изучить удостоверения проверяющих, в том числе записать их данные.
  2. Принять и изучить копию приказа о проверке, удостоверить своей подписью факт ознакомления. В приказе отражаются цели проверки, виды мероприятий по контролю, состав комиссии, срок проведения и другие условия.

Убедившись, что все документы в порядке, предприниматель должен оказывать содействие в осуществлении проверки.

При проведении контрольных мероприятий в рамках уголовного дела предприниматель имеет право отказаться отвечать на вопросы и подписывать документы, включая итоговый акт, пока не приедет его адвокат. Однако препятствовать инспекторам, закрывая доступ в помещения и не предоставляя документацию, будет большой ошибкой.

Проверки бизнеса

По результатам контроля составляется акт, в котором перечисляются все действия сотрудников ФНС и выявленные нарушения. Предприниматель своей подписью под актом выражает согласие с его содержанием. Если есть возражения, ИП может отразить их в этом документе. В этом случае его шансы на обжалование итогов проверки значительно возрастают.

Как и любой важный документ, акт не стоит подписывать без тщательного предварительного изучения. Лучше, если во время проведения мероприятий по контролю будет присутствовать юрист, который хорошо разбирается в нюансах соблюдения прав субъекта бизнеса.

Где посмотреть плановые проверки малого и среднего бизнеса в 2018 году

План проверок ИП на очередной год начинает разрабатываться в середине текущего года. Это значит, что все компании и предприниматели, деятельность которых будет контролироваться в 2018 году, вносятся региональными подразделениями ведомств в соответствующие реестры начиная с августа 2017 года.

Когда завершена работа по формированию региональных документов, они объединяются в сводный план, который отправляется на согласование в Генеральную прокуратуру РФ. Это происходит в сентябре, а после всех этапов утверждения и визирования с 1 января очередного года план проверок вступает в действие.

Самое пристальное внимание уделяется крупным промышленным и торговым компаниям, бюджетным организациям, а также тем, которые получают субсидии из бюджета. Предприятия среднего и малого бизнеса включаются в план в последнюю очередь.

Существуют нормативные акты, в соответствии с которыми прокуратура размещает согласованный план проверок на официальном сайте, открывая доступ к нему всем заинтересованным лицам. Эти действия регламентируются Федеральным законом N 294-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Законодательно установлено, что поводом для включения субъекта бизнеса в план служит истечение трехлетнего срока после:

  • государственной регистрации юридического лица/ИП;
  • завершения предыдущей плановой проверки;
  • начала ведения предпринимательской деятельности организацией (ИП), подтвержденного соответствующими уведомлениями.

Обратите внимание, что, когда речь идет о прошествии трех лет после проведения предыдущей проверки, имеется в виду контроль с идентичной целью.

Это значит, что не берутся во внимание:

  • внеплановые проверки (например, по жалобам потребителей);
  • плановые действия, осуществленные тем же органом, но с другой целью.

Законом предусмотрены некоторые исключения из общего правила. Так, в особом порядке проверяются субъекты бизнеса, деятельность которых связана с оказанием услуг в области здравоохранения или образования, а также в социальной сфере. В отношении них плановые мероприятия по контролю могут проводиться два раза и более в течение трех лет. Это связано с повышенной ответственностью предпринимателей и соответствующим уровнем бдительности со стороны государственных органов.

Каждое министерство и ведомство, в обязанности которого входит осуществление проверок бизнеса, утверждает и опубликовывает на сайте соответствующие документы. Отсутствие в нем вашего предприятия говорит лишь о том, что плановый контроль в этом году вас не коснется, но всегда есть вероятность стать объектом внеплановой проверки.

Норма, утверждающая обязанность ведомств размещать на официальных порталах сведения о предстоящих контрольных мероприятиях, зафиксирована в частях 3 и 5 статьи 9 главы 2 Закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ. Любой предприниматель может воспользоваться поиском, в том числе на сайте Генеральной прокуратуры. Введя реквизиты своей компании, вы узнаете, ожидать ли вам проверяющих и из какого органа.

Зоны ответственности поделены между профильными министерствами и ведомствами:

Проверки бизнеса

Проверки бизнеса

Проверки бизнеса

Нововведения, коснувшиеся проверки бизнеса в 2018 году

По данным Министерства финансов, «серый» фонд оплаты труда составляет около 10 трлн руб. в год. Это значит, что государство недополучает огромные суммы в виде неуплаченных налогов. Чтобы сделать экономику полностью «белой», необходимо создать единую информационную систему, однако Минфин не выступает с конкретными предложениями по этому поводу.

Цель государства понятна – сократить сектор теневой экономики и обеспечить для всех участников рынка равные конкурентные условия. Именно в этом направлении действуют в последнее время налоговики, сокращая количество проверок, но повышая поступления в бюджет.

Исходя из этого, в 2018 году можно ожидать следующих изменений:

  1. Налоговые проверки бизнеса.

Камеральные и выездные проверки будут ограничены, а срок проведения камеральной проверки сократится с трех месяцев до одного. На каждое дополнительное контрольное мероприятие сотрудники ФНС будут составлять отдельный акт, указывая в нем цель и содержание своих действий, а также сделанные выводы. После ознакомление с этим документом предприниматели смогут подавать возражения на него. При проведении повторной выездной проверки в связи с подачей уточненной декларации внимание инспекторов будет направлено только на обоснованность уменьшения налога.

  1. Неналоговые проверки бизнеса.

По поручению Президента Правительство и Генпрокуратура разрабатывают законопроект, после принятия которого количество неналоговых проверок будет ограничено, а срок внеплановых контрольных мероприятий сократится с 20 до 10 рабочих дней.

  1. Проверки бизнеса трудовой инспекцией.

В основу проведения плановых проверок этим ведомством будет положено получение ответов сотрудников на вопросы, включенные в специально разработанные анкеты. С 1 января 2018 года такая форма контроля уже действует в отношении компаний, получивших категорию умеренного риска. По отношению к остальным работодателям эта практика будет применяться с 1 июля.

Даже единичное обращение работника в трудовую инспекцию с жалобой на оформление по гражданско-правовому договору вместо трудового может стать поводом для осуществления внеплановой проверки. Это положение вступит в силу, если будут приняты изменения в статью 320 Трудового кодекса РФ. В связи с этим все работодатели должны пересмотреть законность своих отношений с сотрудниками.

Проверки бизнеса

  1. Проверки МВД.

Серьезные санкции ожидают тех предпринимателей, которые до сих пор используют труд мигрантов, не имеющих предусмотренных законом документов. В Кодекс об административных правонарушениях планируется внести изменения, которые направлены на значительное увеличение штрафов за несоблюдение миграционного законодательства.

Это значит, что если компания или ИП не заключили с гражданином другого государства гражданско-правовой или трудовой договор, им грозят:

  • штраф от 250 000 до 800 000 руб.;
  • приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток;
  • штраф для должностного лица от 25 000 до 50 000 руб.
  1. ККТ.

С 1 июля 2018 года в обязанность всем налогоплательщикам, работающим по патентной системе или ЕНВД, вменяется в обязанность использование онлайн-касс. Это позволит свести к минимуму наличный денежный оборот.

  1. Автоматический обмен информацией.

В сентябре 2018 года Россия начнет обмениваться с другими странами информацией о финансовых счетах в автоматическом режиме. Государства, подписавшие Многостороннее соглашение компетентных органов (МСАА), будут взаимодействовать на базе единого стандарта обмена (CRS). Сотрудники ФНС смогут применять штрафные санкции к налоговым резидентам РФ, которые не предоставили данные о счетах в иностранных банках или о находящейся под их контролем иностранной компании. Первых штрафов можно ожидать уже в конце 2018 года.

  1. Льготы.

Субъекты бизнеса, которые работают в сфере информационных технологий, могут и дальше пользоваться льготами. Для них действуют пониженные ставки взносов в ПФР – 18 %, а также на медицинское и социальное страхование – 4 и 2 %.

  1. Изменился порядок учета расходов на НИОКР.

Законное право уменьшить облагаемую базу на премии и страховые взносы могут предприятия, работники которых занимаются научными исследованиями. Средства, направляемые на дополнительное образование сотрудников, работодатели могут учитывать при налогообложении прибыли. Срок действия этой льготы – до конца 2022 года.

  1. Бизнес станет прозрачным.

1 июня 2018 года – дата, с которой на сайте ФНС начнет работу сервис «Прозрачный бизнес». Цель его создания – получение полной информации о компаниях, зарегистрированных на территории РФ, включая сведения, которые до 2016 года относились к налоговой тайне. Пользователь может узнать численность сотрудников предприятия, размеры доходов и расходов, ознакомиться со сведениями об участии в консолидированной группе налогоплательщиков. В результате субъекты бизнеса будут иметь полное представление о потенциальном партнере, а риск подписать соглашение о сотрудничестве с недобросовестными контрагентами значительно снизится.

На какие организации распространяется и от чего освобождает мораторий на плановые проверки малого бизнеса

Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ преподнес субъектам малого предпринимательства приятный сюрприз, введя с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года налоговые каникулы. Это значит, что проведение плановых проверок в этот период ограничено.

Воспользоваться такой преференцией, как каникулы для бизнеса от проверок, могут предприниматели, впервые открывшие собственное дело в следующих сферах:

  • производственная;
  • научная;
  • социальная;
  • предоставление услуг населению.

Однако действуют налоговые каникулы только в тех регионах, которые приняли соответствующее решение на уровне субъекта Федерации.

Избегут плановых проверок вплоть до 2019 года предприятия малого бизнеса, то есть те, которые отвечают следующим условиям:

  • годовая выручка составляет менее 800 миллионов рублей;
  • штат сотрудников не превышает 100 человек;
  • суммарная доля участия государства в уставном капитале − менее 25 %, иностранных компаний — менее 49 %.

Проверки бизнеса

Предприятие автоматически признается субъектом малого бизнеса, если его показатели не превышают указанные выше. Если лимиты будут превышаться на протяжении трех лет подряд, компания меняет статус, переходя в категорию среднего бизнеса.

На некоторые компании мораторий на проверку бизнеса не распространяется. Это связано с повышенной социальной ответственностью предпринимателей, работающих в сфере:

  1. здравоохранения и образования;
  2. энергоснабжения и электроэнергетики;
  3. управления многоквартирными жилыми домами;
  4. государственной тайны;
  5. аудита;
  6. социального обслуживания.

Кроме того, под запрет на проверки малого бизнеса не попадают фирмы, которые допустили грубые нарушения менее чем за три года до очередной плановой проверки.

Полный список исключений указан в частях 1 и 2 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ.

Необходимо понимать, что мораторий касается исключительно плановых проверок бизнеса – документарных и выездных.

Ограничения не распространяются на особые случаи:

  • внеплановые проверки по жалобам на работу предприятия, после аварий и чрезвычайных происшествий;
  • налоговые проверки взносов во внебюджетные государственные фонды. Сюда же относятся прокурорские, страховые, таможенные, валютные и другие проверки, на которые не действует Закон N 294-ФЗ;
  • контроль объектов I и II классов опасности по нормам промышленной, пожарной, экологической, радиационной техники безопасности.

Нередки случаи, когда по всем признакам компания подпадает под освобождение малого бизнеса от проверок, но при этом числится в плане. Если вы уверены, что произошла ошибка, необходимо:

Шаг 1. Обратиться в орган, который составил и утвердил план, с заявлением об исключении предприятия из ежегодного плана и пакетом документов, включающим:

  • копию отчета о финансовых итогах за предыдущий календарный год;
  • данные о количестве сотрудников;
  • для АО – выписку из реестра акционеров.

В течение 10 дней ведомство обязано рассмотреть полученное заявление и принять соответствующее решение:

  • удовлетворить заявление и вынести положительное решение. По закону контролирующему органу дается три дня на внесение корректив в утвержденный план;
  • отказать в исключении из плана проверок с указанием причин. Ведомство направляет в адрес заявителя письмо, в котором аргументированно объясняет свое решение;
  • возвратить заявление со ссылкой на недостаточность или неполноту предоставленной информации.

Еще одной причиной возврата заявления может стать отсутствие предприятия в плане проверок. Прежде чем обращаться в контролирующий орган, необходимо убедиться, что компания присутствует в Едином реестре проверок (ФГИС ЕРП).

Причин отказа в исключении из плана может быть несколько:

  • совершение грубых правонарушений, выявленных в результате предыдущих контрольных мероприятий, и применение такого вида административного наказания, как приостановление деятельности;
  • дисквалификация руководителя, то есть наложение запрета на ведение предпринимательской деятельности и управление юридическим лицом;
  • лишение либо приостановление действия лицензии на некоторый срок.

Это исчерпывающий список причин, по которым контролирующий орган имеет право отказать в исключении предприятия из плана проверок. Все остальные поводы можно обжаловать в суде.

Шаг 2. Если о проверке вы узнаете из приказа о ее назначении, предъявленного инспекторами, которые явились для ее осуществления, вы можете заявить о принадлежности компании к малому бизнесу, представив аналогичный список документов.

Результаты контрольных мероприятий, проведенных несмотря на действие моратория, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

3 возможные проблемы в ходе проверки предприятий малого бизнеса

Проблема 1. Необоснованность внеплановых проверок

Законом установлена обязанность контролирующего органа предупредить предпринимателя или юридическое лицо о внеплановой проверке минимум за 24 часа до ее начала, а также согласовать ее проведение с прокуратурой. В то же время эти условия могут не соблюдаться, если речь идет о нанесении вреда жизни и здоровью граждан, животных, окружающей среде или о возможной угрозе причинения вреда. Трактовать этот перечень контролирующие органы могут на свое усмотрение, поэтому от неожиданного визита проверяющих не застрахован никто.

Проблема 2. Процессуальные нарушения

Предприниматель и руководитель компании должны хорошо представлять, какие действия представителей ведомств законны, а какие нет. Грубым нарушением процедуры проведения проверки считаются отсутствие распоряжения или приказа о ее назначении, несвоевременное уведомление о ее начале, требование представить документы, которые не имеют отношения к предмету контрольных мероприятий. Пункт 2 ст. 20 N 294-ФЗ содержит полный перечень действий инспекторов, которые являются недопустимыми и могут служить законным основанием для оспаривания результатов проверки.

Проверки бизнеса

Проблема 3. Одна и та же проверка относится к разным сферам контроля

Недостатком действующего законодательства можно назвать отсутствие четкого разграничения сфер контроля между различными ведомствами. Так, проверку контрольно-кассовой техники проводят и налоговики, и представители финансового надзора.

Как оспорить результат проверки бизнеса

В ходе контрольных действий проверяющие могут допускать некоторые ошибки, отступая от предписаний закона. Для предпринимателя такая оплошность может стать поводом для оспаривания итогов проверки и даже признания ее недействительной.

Случаи, в которых результаты контрольных мероприятий могут быть опротестованы:

  • плановая проверка проводится ранее истечения трехлетнего срока;
  • предприятие не включено в официальный перечень на текущий год на сайте прокуратуры;
  • нарушены сроки проверки, указанные в распоряжении, или превышена разрешенная законом длительность;
  • отсутствие приказа о проведении контрольных мероприятий;
  • требование представить документы, не имеющие отношения к предмету проверки;
  • по окончании инспекции не был составлен акт.

Результаты проверки, в ходе которой отмечались такие нарушения, можно и нужно оспаривать в суде.

Первым шагом должно стать отражение всех отступлений от законной процедуры в итоговом акте. Для суда он имеет решающее значение. Исковое заявление в арбитражный суд подается в течение трех месяцев со дня нарушения.

Проверки бизнеса

В заявлении необходимо указать:

  • реквизиты истца;
  • наименование и адрес ответчика;
  • требования, подкрепленные ссылками на нормативные акты и законы;
  • материалы, подтверждающие факт нарушения (заключения экспертов, показания свидетелей, видео- и аудиозаписи хода проверки).

По статистике, суд все чаще встает на сторону предпринимателей. Оспаривание результатов незаконной проверки позволит не только признать ее недействительной и вернуть уплаченные штрафы, но и получить денежную компенсацию.

На действия проверяющего, который нарушал установленную процедуру контрольных мероприятий, можно подать жалобу на имя его руководителя. Она пишется в двух экземплярах и направляется в ведомство, инициировавшее проведение проверки. При отсутствии ответа спустя десять дней у предпринимателя появляется право обратиться в арбитражный суд.

article_banner.png

Статья опубликованна:

Читайте также

Опубликовано
Генератор Продаж
г. Рязань, Куйбышевское шоссе, 25
Телефон: 8 (800) 775-43-06