В статье рассказывается:
- Что значит стоимость упущенных возможностей?
- Отличие стоимости упущенных возможностей от бюджета денежных затрат
- Как рассчитать стоимость упущенных возможностей?
- Стоимость упущенных возможностей на примере хлеба и пистолетов
-
Чек-лист: Как добиваться своих целей в переговорах с клиентамиСкачать бесплатно
Занимаясь продвижением собственного бизнеса или сайта, можно легко ошибиться и выбрать не тот канал для установления коммуникации с целевой аудиторией. Напрасно потраченные на неэффективную рекламную кампанию деньги вернуть уже будет нельзя, как и упущенную выгоду.
Современная экономическая наука предлагает возможность рассчитать стоимость упущенных возможностей. Этой теме и посвящена сегодняшняя статья.
Что значит стоимость упущенных возможностей?
Альтернативные издержки (англ. Opportunity Cost) – понятие, обозначающее упущенную прибыль в результате выбора одного из существующих вариантов вложения средств. Размер потерянного дохода определяется полезностью самого ценного варианта, который не был выбран.
Если говорить простым языком, понятие упущенных возможностей имеет место там, где существует несколько альтернативных направлений принятия решения и нужно выбрать только одно из них.
Впервые понятие было сформулировано австрийским экономистом Фридрихом фон Визером в 1914 году. Его суть он раскрыл в своей работе «Теория общественного хозяйства».
В российской экономике термин «стоимость упущенных возможностей» имеет несколько синонимов: «издержки упущенных возможностей», «альтернативная стоимость», «вмененные издержки», «цена выбора», «альтернативные издержки». У всех перечисленных понятий одинаковое значение.
Таким образом, цена выбора – это показатель эффективности лучшего после выбранного варианта вложения средств, рассчитанный с помощью математических формул и имеющий конкретное значение.
Стоимость упущенных возможностей не всегда выражается в денежных единицах. Подсчитываться может потерянное время, удовольствие, трудозатраты или любой другой показатель, в котором заключается полезность.
Альтернативные издержки являются важным понятием в экономике, которое отражает наиболее рациональное использование ресурсов.
Примеры стоимости упущенных возможностей можно найти не только в сфере бизнеса, но и в повседневной жизни. Каждый человек ежедневно делает выбор: какие продукты купить, на каком транспорте добираться до работы и т. п.
Представим, что по телевизору в одно время транслируются два интересных ток-шоу, которые женщина очень хочет посмотреть. Сделать запись одной из программ нет возможности. Из двух имеющихся передач нужно выбрать только одну.
В этом случае стоимость упущенных возможностей будет выражаться в удовольствии от просмотра невыбранной программы, которое было потеряно в результате принятого решения.
Следующий пример также будет из повседневной жизни. Человек в супермаркете не может определиться, что купить: свиную вырезку за 500 рублей килограмм или форель за 1000 рублей. Покупка мяса позволит сэкономить деньги, но удовольствие от его поглощения будет не таким большим, как от блюд из форели.
Однако если в повседневной жизни люди могут не задумываться о цене выбора, то в хозяйственной и предпринимательской деятельности это понятие имеет важное значение.
Например, фермер решает, что ему произвести: 100 тонн пшеницы или 200 тонн ячменя. Первая дороже, но второй производить легче и его объем больше. Если будет выбрана пшеница, то альтернативными издержками станут затраты на производство ячменя, от которого пришлось отказаться.
Отличие стоимости упущенных возможностей от бюджета денежных затрат
Понятия альтернативной стоимости и бюджета денежных затрат кардинально отличаются друг от друга, и путать их не нужно.
Бюджет денежных затрат – это все расходы на реализацию мероприятия или идеи. Альтернативные издержки – это стоимость вариантов, которыми пожертвовали при осуществлении этого мероприятия.
Например, молодой человек решил поступить в университет. Бюджет денежных затрат в этом случае будет состоять из расходов на покупку учебников, канцтоваров, одежды, еды, а также на оплату проезда и аренды жилья.
Стоимостью упущенных возможностей будет считаться потерянный доход, который получал бы молодой человек, если вместо поступления в университет выбрал бы работу.
Можно сказать, что разница в понятиях альтернативной стоимости и бюджета денежных затрат заключается в том, что в первом случае подсчитывается то, что не произошло, а во втором − то, что имело место быть.
Экономический выбор – это выбор самых оптимальных условий из всех имеющихся альтернатив. Позволяет при минимальных затратах добиться максимального результата. Основная проблема здесь – ограниченное количество ресурсов. Именно цена выбора определяет альтернативную стоимость.
Экономический выбор напрямую связан с экономическими проблемами и трудностями. Предпринимателю придется искать ответы на вопросы, что, как и для кого производить.
Вопрос «Что производить?» подразумевает то, что нужно определиться с наименованием товара и с тем, в каком объеме он будет изготавливаться.
Решая «Как производить?», предприниматель выбирает, какие ресурсы и технологии ему понадобятся.
Вопрос «Для кого производить?» заставит задуматься о целевой аудитории и сформулировать портрет потенциального покупателя.
Перечисленные вопросы должны подтолкнуть бизнесмена к достижению максимальных результатов с помощью минимальных затрат.
Процесс принятия окончательного решения может выглядеть следующим образом:
На первом этапе нужно осознать тот факт, что существует множество альтернатив.
На втором шаге, исходя из анализа всех направлений и с учетом личных предпочтений, выбирается наиболее оптимальный вариант.
На третьем уровне нужно определиться с целью производства.
На четвертой стадии считается стоимость упущенных возможностей, то есть изучается лучший вариант из тех, что не были выбраны.
На пятом этапе нужно окончательно отбросить все альтернативы и оставить только то направление, которое кажется верным.
Получается, что стоимость упущенных возможностей – это плата за достижение максимального результата.
Показатель цены выбора может считаться как субъективным, так и объективным. Почему? Субъективным он является потому, что выбор зависит в первую очередь от личных качеств того, кто его делает. А объективным он будет ввиду того, что, принимая решение, человек опирается на исследования рыночной ситуации, а не только на собственное мнение.
Как рассчитать стоимость упущенных возможностей?
Цена выбора — это преимущество, которое приносится в жертву из-за предпочтения другого варианта. Предположим, у начинающего предпринимателя ограниченный рекламный бюджет. Его хватит на размещение баннера только в одной из социальных сетей: «Одноклассники» или «ВКонтакте».
Бизнесмен выбирает «Одноклассники». Стоимость упущенных возможностей будет складываться из трафика, который принесла бы реклама в социальной сети «ВКонтакте».
Чтобы математически просчитать альтернативные издержки, нужно вычесть ожидаемый ROI выбранного варианта из ожидаемого ROI альтернативного направления.
Например, если предполагается, что ROI затрат на рекламу будет равен 50 % для «Одноклассников» и 40 % для «ВКонтакте», то стоимость упущенной возможности при вложении средств в «Одноклассники» будет равна −10 % (40 % — 50 %).
Так как Opportunity Cost для инвестиций в социальную сеть «ВКонтакте» равен 10 % (50 % — 40 %), это значит, что выбор данной платформы повлечет за собой более высокие издержки. Таким образом, становится ясно, что вложение средств в рекламу на сайте «Одноклассники.ру» выгоднее.
Напомним, что ROI (от англ. return on investment) – показатель, демонстрирующий доходность или убыточность инвестиций. Рассчитывается по формуле:
ROI = (Доход от вложений − Размер вложений) / Размер вложений х 100 %
Обидно терять деньги из-за решения, которое можно было не принимать. Чтобы обезопасить себя от такой ситуации, нужно анализировать все возможные пути развития событий и заранее просчитывать стоимость упущенных возможностей.
Стоимость упущенных возможностей на примере хлеба и пистолетов
В качестве наглядного примера предлагаем изучить таблицу и график ниже. В них цена хлеба привязана к количеству пистолетов, от производства которых придется отказаться ради того, чтобы получить дополнительный объем хлеба.
Возможности |
Хлеб, млн кг |
Пистолеты, тыс. шт. |
Цена (альтернативная стоимость) 1 млн кг хлеба, выраженная в тыс. шт. пистолетов |
A |
0 |
15 |
- |
B |
1 |
14 |
1 |
C |
2 |
12 |
2 |
D |
3 |
9 |
3 |
E |
4 |
5 |
4 |
F |
5 |
0 |
5 |
Рис. 1. Кривая производственных возможностей (кривая трансформации)
Благодаря таблице и графику можно увидеть цену, которая будет заплачена за изготовление дополнительного объема хлеба. Последний столбец таблицы содержит данные о том, от какого количества пистолетов нужно будет отказаться, чтобы произвести еще один миллион килограммов хлеба.
Выражение цены хлеба в пистолетах не является случайным. Оно связывает цену и альтернативную стоимость товара. Люди привыкли, что в магазинах цена всегда представлена в денежных единицах, но это не единственный способ её выражения.
Цена, например, в рублях или долларах, понятна потребителям. Но она может выражаться и в определенных товарах, от изготовления и последующего потребления которых людям пришлось отказаться. Цену можно даже представить в виде времени, которое было потрачено на производство продукции.
Например, фанат отстоял в огромной очереди три часа, чтобы получить автограф своего кумира. Если оценить эту ситуацию с точки зрения альтернативного использования времени, то автограф достался молодому человеку совершенно не бесплатно, так как есть другие варианты использования этих трех часов.
Вместо стояния в очереди можно было поработать грузчиком на вокзале и заработать какую-то сумму денег. В сутках всего 24 часа, поэтому время тоже является ограниченным ресурсом. Человек постоянно делает выбор, на что ему потратить новый день.
Фраза «Время − деньги» как нельзя лучше иллюстрирует ценность этого ресурса. Однако, к сожалению, многие люди не понимают реальной стоимости каждого часа своей жизни.
Вновь обращаясь к таблице, можно увидеть, что для изготовления дополнительного объема хлеба в размере 1 млн килограммов нужно пожертвовать производством одной тысячи пистолетов (с 15 тысяч до 14 тысяч штук). Далее если понадобится еще один миллион килограммов хлеба, то придется отказаться уже от двух тысяч единиц оружия (с 14 тысяч до 12 тысяч штук).
В итоге последнее увеличение производства хлеба с 4 млн до 5 млн килограммов заставит отказаться от 5 тысяч штук пистолетов (с 5 тысяч штук до 0) или вовсе от производства этой продукции.
Таким образом, за изготовление дополнительных объемов хлеба общество платит всё возрастающую цену в виде других непроизведенных товаров. Так происходит из-за растущих издержек замещения одной продукции другой или увеличивающейся стоимости упущенных возможностей.
График иллюстрирует эту ситуацию вогнутой по отношению к началу координат кривой производственных возможностей (см. рис. 1). Если измерить степень наклона этой кривой, то станет ясно, чем выше уровень издержек упущенных возможностей, тем больше будет угол наклона кривой трансформации.
Возникает закономерный вопрос: почему увеличивается стоимость упущенных возможностей, когда производство с военного переходит на гражданское? Ответ прост: перестраивая производство с одного товара на другой, общество тратит на этот процесс свои ограниченные ресурсы сверх той меры, которая была заложена изначально.
Такое перераспределение ресурсов сделает повышение производства хлеба всё дороже и дороже. А всё потому, что ресурсы завода, ориентированного на производство оружия, и предприятия по изготовлению хлеба не являются взаимозаменяемыми. Рабочий-оружейник не может легко стать пекарем.
Данный пример раскрывает суть такого ресурса, как труд. Но помимо профессиональной подготовки кадров имеет место еще проблема приспособления оборудования и технологий к новому производству. Таким образом, можно сделать вывод, что перепрофилирование производства – очень дорогой процесс.
Несмотря на все трудности, возникающие на этапе внедрения, экономическая теория изучает вариант полной взаимозаменяемости ресурсов. Если изобразить этот процесс графически, то он будет представлять собой прямую линию (см. рис. 2). Это говорит о том, что при перепрофилировании производства стоимость упущенных возможностей будет высока.
Рис. 2. Кривая производственных возможностей при постоянных издержках упущенных возможностей
Делая вывод из всего вышесказанного, можно отметить, что неважно, каким видом деятельности занимается предприниматель. В его работе всегда будет присутствовать стоимость упущенных возможностей. Коммерческое мышление, предпринимательское чутье, умение анализировать факты и знакомство с понятием цены выбора помогут бизнесмену принять верное решение.