В статье рассказывается:
- Что такое AR маркетинг
- В чем суть VR маркетинга
- Отличия VR и AR маркетинга
- Кому подойдут AR и VR маркетинг
- Какие здачи решает AR и VR маркетинг
- Оборудование для VR маркетинга
- Что учесть, создавая VRконтент
- Возможности AR маркетинга через 10–15 лет
- Будущее AR и VR маркетинга в России
-
Чек-лист: Как добиваться своих целей в переговорах с клиентамиСкачать бесплатно
У всех на слуху понятия виртуальной, дополненной или смешанной реальности, контента с эффектом погружения, AR и VR маркетинга. Но есть путаница в их смыслах и отличиях друг от друга. Разберемся в сути этих терминов.
Что такое AR маркетинг
AR (от англ. augmented reality — дополненная реальность) — это среда, созданная путем наложения информации или объектов на воспринимаемый мир в реальном времени. В дополненной реальности можно работать как через привычные мобильные устройства (смартфоны и планшеты), так и с помощью специальных гаджетов (очков и шлемов).
Когда человек находится в AR, он видит обычный мир в видоизмененном состоянии, а не путешествует по воображаемым пространствам, как в виртуальной реальности.
Термин ввел Томас Коделл в 1990-х годах. Изначально разработка дополненной реальности велась в военных целях. Так появились первые нашлемные системы. У них была индикация основных принципов полета, и они умели показывать цели. Это устройство стало популярно не только среди военных, но и в промышленности и гражданских отраслях.
Источник: unsplash.com
Сейчас дополненную реальность в повседневной жизни можно встретить в рекламе. Вспомните любой рекламный ролик, где на обычный кадр накладывается картинка или текст.
Получается, что AR наполняет обычное изображение новым контентом, а не замещает его, как в виртуальной реальности.
Выделим три признака, по которым легко понять, AR маркетинг это или нет:
В миксе реального и вымышленного преобладает первое.
Все AR объекты интерактивны, вы можете создавать новые.
Виртуальные объекты объемные, видны со всех ракурсов.
В чем суть VR маркетинга
VR (от англ. virtual reality — виртуальная реальность) — это трехмерная среда, полностью созданная компьютером. Для погружения в нее нужны специальный шлем и перчатки. Эти гаджеты дают эффект физического присутствия в виртуальном мире.
Популярность VR растет с каждым годом. Например, для медиков создали симулятор мигрени. Он нужен для того, чтобы родные и близкие больного на себе могли ощутить симптомы болезни и понять, что он чувствует. Также с помощью устройств виртуальной реальности изучают влияние лекарственных препаратов на состояние больных.
Также VR в маркетинге используется для проведения тестирования потребителей. Виртуальные прототипы целевой аудитории, на которых обкатывают новинки, экономят не только время, но и деньги производителя. Такое исследование позволяет охватить все стороны изучаемого продукта и получить больше обратной связи, чем при традиционном тестировании.
В бизнесе VR помогает налаживать партнерские связи. Например, руководитель промышленного предприятия предлагает инвестору сэкономить время: вместо личного посещения промзоны потратить 10–15 минут на виртуальный тур по объекту.
В архитектуре или дизайне VR дает клиентам возможность своими глазами увидеть, какой будет их недвижимость после строительства или ремонта.
Много перспектив VR и в туризме: забудьте об обработанных фотографиях из отелей и пляжей — будущее за виртуальными турами.
На что стоит обратить внимание, используя VR маркетинг в рекламных целях:
Персонализация контента
Ориентация рекламного контента на тематику площадки и интересы целевой аудитории. Смысл такой же, как в классической интернет-рекламе, но VR делает это на новом уровне за счет полного погружения в продукт.
Личная история
Реклама торговой марки или нового товара должна привлекать внимание пользователей не хуже, чем топовый сериал. Нужна интрига, история, где будут плохие и хорошие герои, а зритель станет полноценным участником этого процесса благодаря возможностям виртуальной реальности.
Статистика использования инструментов VR маркетинга по данным Google Play
Отличия VR и AR маркетинга
Сравним технологии AR и VR маркетинга, выделим их особенности, преимущества и недостатки.
Дополненная реальность | Виртуальная реальность | |
В чём суть технологии | Есть реальный мир. К нему добавляются виртуальные объекты с помощью инструментов современных технологий. | Виртуальный мир полностью создается компьютером. Пользователь использует специальные устройства, чтобы в него погрузиться. |
Какие устройства понадобятся | Обычно достаточно смартфона или планшета. Для более продвинутых объектов дополненной реальности нужны AR очки. | Основной гаджет — VR шлем. Дополнительные — джойстики, VR перчатки, системы фиксации движений тела, головы и глаз. |
Как запустить такой проект | Создать AR приложение, которое сможет распознавать плоскости, объекты и специальные метки. Человек закачивает его себе в мобильное устройство, включает камеру и видит на экране обычное изображение, дополненное виртуальными объектами. | Создать VR приложение. Юзер устанавливает его на компьютере, подключает к нему шлем, надевает его и погружается в виртуальную реальность. |
Что видит пользователь в процессе взаимодействия | Реальную действительность, на которую наложены цифровые объекты. | Искусственно созданное виртуальное пространство. Человек может взаимодействовать с виртуальными объектами как в компьютерной игре. |
Примеры AR маркетинга (дополненной реальности)
Pepsi
Компания Blippar по заказу Pepsi сделала рекламу с элементами AR. Проект был приурочен к Суперкубку.
Heineken
Heineken решили тоже присоединиться к теме сочетания напитков и музыки.
Coca-Cola
Interactive Advertising Bureau сделали для Coca-Cola AR рекламный ролик, где банка газировки трансформируется в музыкальный плеер.
Timberland
Для жителей Польши компания Timberland придумала виртуальную примерочную, в которой каждый мог примерить одежду или обувь, не заходя в магазин.
Pokemon Go
Один из самых известных примеров успешного применения элементов дополненной реальности.
Примеры VR маркетинга (виртуальной реальности)
Young Conker
Фишка игры в том, что в зависимости от обстановки комнаты, в которой находится пользователь, меняется уровень сложности. Персонажи могут взаимодействовать с интерьером. Главный герой в курсе, что все вокруг — часть игры, поэтому он ломает четвертую стену и реагирует на игрока.
HoloStudio
Приложение HoloStudio — это 3D-конструктор для создания голограмм. Есть опция сохранения виртуальных проектов и печати на 3D-принтере.
Key Technology
Key Technology разрабатывает и создает системы обработки продуктов питания. На выставке PackExpo они показали виртуальную версию того, как работает их технология упаковки продуктов на платформе VERYX. Участники выставки могли увидеть изнутри, как работает эта сортировочная платформа. Такой маркетинговый ход позволил компании привлечь клиентов из B2B-сектора.
RoboRaid
RoboRaid — это стрелялка, где игрок сражается с роботами. В каждой комнате в игре разворачивается настоящее поле боя.
HoloTour
Это приложение понравится любителям путешествий. Находясь дома в тапочках, вы сможете отправиться в самые отдаленные уголки планеты, а виртуальный гид Мелисса проведет для вас интересную экскурсию.
Fragments
С Fragments вы превратитесь в настоящего детектива, а ваша квартира — в место преступления, где нужно будет искать улики, допрашивать свидетелей и искать преступника.
Boursin
Boursin производит большой ассортимент сыров. Чтобы рассказать целевой аудитории о всем многообразии вкусов своих продуктов, компания придумала нестандартный способ — сделала VR путешествие по холодильнику. Это был смелый эксперимент, ведь предполагалось задействовать сразу несколько органов чувств потребителей.
Lowe’s
Те, кто хоть раз в жизни делал ремонт самостоятельно, в курсе, как нелегко разобраться во множестве технических тонкостей. Изучение способов шпаклевки стен или укладки плитки — не такое приятное мероприятие, как выбор дизайна интерьера и декорирование помещения.
Американская компания Lowe’s решила облегчить жизнь своим клиентам и сделала в каждом из 19 магазинов комнату с виртуальной реальностью Holoroom. В ней покупатель с помощью специальной гарнитуры HTC Vive может посетить мастер-классы по ремонту и дизайну. Клиенты не тратят время на поиск нужной информации в Интернете, экономят свои деньги и нервы.
Кому подойдут AR и VR маркетинг
Дополненная реальность более популярна в маркетинге, чем виртуальная. Все дело в более простых технологиях и способах реализации. Но VR все равно развивается, хоть и гораздо медленнее.
Кому целесообразно использовать технологии виртуальной реальности для продвижения своей продукции? В первую очередь — компаниям, которым нужно погрузить клиента в историю.
Например, виртуальное путешествие, рассказывающее о становлении бренда, привлечет больше внимания к его миссии. Так можно быстрее установить более прочные связи с клиентами и повысить их лояльность к компании.
Во-вторых, как мы уже говорили, развитие туристической отрасли лежит за VR. Гаджеты, переносящие клиентов на набережные, пляжи и улочки разных стран, помогут им быстрее принять решение о покупке тура.
Для автопроизводителей устройства VR тоже будут полезны для продвижения и роста продаж. Например, за счет проведения виртуальных тест-драйвов.
Конечно, у AR маркетинга сейчас больше технических возможностей, чем у VR. Но технологии развиваются очень быстро. И возможно, в ближайшем будущем виртуальное продвижение товаров и услуг станет частью нашей жизни.
Какие задачи решает AR и VR маркетинг
Зачем маркетологи используют AR и VR инструменты в своей работе:
для демонстрации продукции, чтобы клиенты понимали, как выглядит и работает товар в реальной жизни;
в дополнение к классической рекламе;
для вывода на рынок новых брендов, товаров или услуг;
для увеличения лояльности клиентов и узнаваемости продукта;
для продвижения крупных проектов.
Рекламировать товары с помощью технологий дополненной реальности проще, так как для этого не нужно специальное оборудование. Достаточно обычного смартфона, а он сейчас есть практически у каждого человека.
Пользователь проверяет свой телефон приблизительно 47 раз в день. Поэтому ему не составит труда посмотреть какой-то AR объект. Наоборот, ему будет интересно это сделать.
Для погружения пользователей в виртуальную реальность потребуются специальные гаджеты и качественный контент. Здесь не обойтись без профессиональных разработчиков и High-End оборудования.
Оборудование для VR маркетинга
Устройства, переносящие человека в виртуальный мир, бывают разные. Рассмотрим то, без чего невозможно погружение в виртуальный мир.
Костюм
Этот гаджет дает эффект полного погружения в виртуальную реальность. Внутри костюма есть видеоэкран, многоканальная акустическая система и электронные устройства, воздействующие на нервные окончания. Человек в костюме изолирован от обычной реальности. Он может слышать виртуальный дождь или ощущать на коже дуновение виртуального ветра.
Стоит такой костюм очень дорого, поэтому в маркетинге чаще всего используют VR устройства для частичного погружения (шлем и перчатки).
Но стоит упомянуть о VR костюме, разработанном американским стартапом NullSpace VR. Он называется Hardlight. Этот гаджет весит 1,5 кг. Он предназначен только для верхней половины тела. К костюму прикреплены датчики и вибромоторы, воздействующие на разные группы мышц пользователя. С их помощью человек может ощущать виртуальные объекты.
Очки и шлем
Если денег на VR костюм нет, а погрузиться в виртуальную реальность хочется, попробуйте VR шлем и очки. Они, как наушники, полностью перекрывают сигналы из внешнего мира, создавая эффект присутствия. VR устройства пользуются спросом на рынке. Так, в 2016 году пользователи купили около 6,3 млн таких гарнитур для виртуальной реальности.
Самыми популярными среди них были модели:
Oculus Rift;
HTC Vive;
Samsung Gear VR;
Sony HMZ-T1;
Silicon Micro Display ST1080.
Диапазон цен на VR гаджеты — от 100 до 900 долларов.
Перчатки
Такие перчатки любят фанаты виртуальных компьютерных игр. Гаджет внешне похож на обычные перчатки, купленные в ближайшем гипермаркете. Но они могут считывать движения рук и имитировать их на экране с помощью игрового движка. Пара перчаток обойдется вам в 200–500 долларов.
Обратите внимание на устройства китайского бренда Dextra Robotics. Их перчатки умеют передавать физические ощущения от взаимодействия пользователя с виртуальными объектами. Они отслеживают 11 степеней свободы движения рук человека и воздействуют на каждый отдельный палец в момент прикосновения руки к виртуальному объекту.
Если вы наденете такие перчатки и попытаетесь взять виртуальный камень в руку, то внутренние приводы устройства дадут вам согнуть пальцы настолько, как если бы в руке действительно лежал настоящий камень.
VR комната
VR комната (или система CAVE, пещера), так же как и костюм, дает пользователю возможность полностью погрузиться в виртуальную реальность.
В отличие от шлемов у VR комнаты более высокое разрешение изображения, низкая задержка трекинга, широкое поле зрения, трекинг головы и пространственной «мыши» во всем пространстве помещения, а при необходимости и всего тела, в том числе пальцев (если надеть еще костюм и перчатки виртуальной реальности).
Цена такого устройства, конечно, кусается. Но ежегодно на рынке появляются 3D-проекторы с более доступными ценами.
Организовать VR комнату в компании позволят себе не все. Остальным можно протестировать возможности такой виртуальной пещеры в развлекательных центрах. Например, в Москве центр квестов ExitGames открыл первую в стране VR комнату, созданную на основе технологий HTC Vive.
Что учесть, создавая VRконтент
Если вы решили использовать VR технологии в своей стратегии маркетинга, то обратите внимание на следующие тонкости:
Делайте увлекательные и правдоподобные панорамные видеоролики
Чем реалистичнее они будут, тем дольше смогут удержать внимание пользователей. Это важно, если вы применяете VR в маркетинге для продвижения бренда или другой рекламной стратегии.
Сразу определитесь, чем вы будете цеплять пользователей
Выделите микромоменты в видео, которые будут релевантными для зрителей. Например, это могут быть фразы «я хочу попробовать товар, прежде чем купить его», «я хочу понять, что почувствую, оказавшись в этом месте» или «я хочу развлечься новым и необычным способом».
Обращаясь к пользователям в такие моменты, вы можете добиться нужного результата от показа рекламы, привлечь внимание потенциальных клиентов, повысить узнаваемость бренда, увеличить объем продаж и в результате получить прибыль.
Ничего лишнего в кадре
Сделать качественное панорамное видео нелегко. В виртуальной реальности пользователи могут посмотреть на объекты с любого ракурса. Поэтому следите, чтобы съемочное оборудование и реквизит не попали в кадр. Потом вырезать лишнее будет гораздо сложнее.
Никакой спешки
Человеку, чтобы погрузиться в виртуальную историю, ощутить себя частью VR, нужно время. Сначала пользователь захочет осмотреться, понять, где он находится, как здесь оказался, что происходит вокруг него. Поэтому очень важны детали.
Вывески на домах, цветы на клумбах, даже меню в кафе — все это создает атмосферу VR. С их помощью стираются границы между обыденной и виртуальной реальностью.
Плавный переход между сценами
Чем ниже скорость перехода между сценами, тем натуральнее и органичнее это будет смотреться. Резкое обрывание кадра снижает эффект погружения, особенно если пользователь смотрит на объекты через VR очки, например Google Cardboard. Плавность перехода дает зрителю время привыкнуть к смене декораций.
Внимание к звуку, движению и анимации
Когда пользователь смотрит панорамное видео, есть риск, что он может не заметить что-то важное, пропустить сюжетную линию. Здесь на помощь придет объемный звук, грамотное кадрирование, движение и анимация. Они помогут привлечь внимание пользователя туда, где происходит нечто значимое.
Возможности AR маркетинга через 10–15 лет
Уже сегодня возможности AR маркетинга позволяют решать ряд задач и удовлетворять нужды обычных пользователей. Давайте представим, какие возможности открываются в сфере бизнеса при активном развитии данного направления.
Продуктивность и работа
Создание экранов: можно будет создавать экраны с высоким разрешением где угодно и когда угодно. Например, вам нужно что-то показать на экране — вы просто открываете его с помощью AR устройства. И нет необходимости носить с собой смартфон, ноутбук или другой гаджет с дисплеем.
Конференц-связь: возможность создавать проекции в дополненной реальности, которые будут видны всем участника звонка. Так будет проще и нагляднее обсуждать различные вопросы.
Проверка биографии в реальном времени. Например, вы познакомились с человеком. Он вас заинтересовал. Можно изучить его онлайн-досье, куда попадут все фото и посты из социальных сетей, ссылки из поисковой системы и т. д. В результате за несколько минут вы сможете изучить нового знакомого и решить, стоит ли с ним общаться дальше или нет.
3D-моделирование и дизайн: создание макетов и трехмерных моделей в реальном физическом мире. С помощью этого способа можно будет изучать диаграммы рассеяния в трех измерениях.
Использование дополненной реальности для облегчения рутинных операций: создание заметок, написание текстов, даже управление проектами.
Личные ассистенты: можно будет в режиме реального времени изучать свое расписание, отслеживать изменения в нем.
Совместная работа: для взаимодействия с одним проектом больше не придется сидеть за одним экраном. AR устройства сделают этот процесс более комфортным и гибким.
Измерения: с помощью инструментов дополненной реальности можно будет измерять параметры объектов и расстояния между ними.
Мониторинг: чтобы отслеживать интересные и значимые события, можно будет использовать персонализированную новостную ленту, куда могут попасть данные обо всем (дом, дети, рабочие инструменты или погода). Возможна настройка визуализации информации в зависимости от потребностей и желаний пользователя.
UI/UX в AR: для работы в дополненной реальности не нужен дисплей, поэтому в качестве инструмента управления можно будет использовать голос, руки и системы отслеживания жестов или компьютерные нейроинтерфейсы.
Восстановление истории взаимодействий: при встрече с коллегой или партнером по бизнесу вы легко сможете восстановить в памяти, о чем с ним договаривались. Интеграция CRM или электронной почты с AR устройствами дает возможность быстро воссоздать историю общения с конкретным человеком без записи в блокноте.
Исследования: с помощью AR технологий можно мгновенно искать ответы в Сети. Например, на совещании начальник упомянул название компании, о которой вы никогда не слышали. Инструменты дополненной реальности помогут в режиме реального времени восполнить этот пробел.
Психология
Публичные выступления: отслеживание обратной связи от аудитории с целью анализа выигрышных и провальных моментов в выступлении.
Встречи: дополненная реальность даст возможность выяснить, как собеседник на самом деле относится к вам и теме обсуждения.
Тестирование: проведение психологических экспериментов, тестирований продуктов, анализ высказываний людей с точки зрения эмоциональной составляющей, получение объективной обратной связи от опрашиваемых.
Развитие эмоционального интеллекта: люди, больные аутизмом, смогут понимать эмоции и реакции окружающих с помощью упражнений, разработанных в дополненной реальности. Аутисты научаться разбираться в тонкостях социального взаимодействия (когда уместно пошутить в разговоре или уменьшить дистанцию с собеседником).
Тренировка эмпатии: люди смогут научиться сопереживать другим. В AR можно будет сделать проекцию ощущений другого человека. Например, мужчина, изменивший жене, почувствует себя на ее месте и поймет ее переживания. Или человек со стопроцентным зрением сможет посмотреть на мир глазами больного с катарактой.
Дом
Дизайн интерьеров: для того чтобы понять, как будут смотреться обои или мебель в интерьере, не нужно будет напрягать воображение — AR инструменты сделают это за вас. Останется только выбрать тот вариант, который больше нравится.
Мониторинг и контроль бытовых приборов и систем: контроль IoT-устройств и отслеживание потребления энергии и других бытовых благ. Так вы сможете составить полную картину расходов на коммунальные услуги и оптимизировать их потребление.
Уборка: AR гаджет поможет поддерживать дом в чистоте. Комнаты или отдельные объекты, нуждающиеся в уборке, будут подсвечиваться специальным цветом. Программа сама будет напоминать, что пора помыть пол или постирать шторы.
Защита детей от опасных вещей в доме: AR сканирование дома покажет, какие места или предметы потенциально опасны и что нужно сделать, чтобы минимизировать риски наступления непредвиденных ситуаций.
Транспорт
GPS-навигация: AR устройство сделает проекцию маршрута перед глазами. Не нужно будет отвлекаться от дороги, чтобы посмотреть, как ехать, в телефоне или навигаторе. Это снизит риски аварийных ситуаций на дороге.
Профилактика аварий: цифровые устройства могут быстрее прогнозировать рисковые события на дороге и предлагать оптимальные способы их предотвращения. С помощью подсказок от AR систем водители будут ездить эффективнее и безопаснее.
Выявление угроз: все участники дорожного движения смогут в реальном времени видеть все пробки на дороге или аварии.
Фиксация и анализ ДТП: анализ видеозаписей аварий в дополненной реальности поможет сложить объективную картину произошедшего и определить виновных.
Образование
Инструкции по эксплуатации и ремонту: технологии AR позволят визуализировать процесс сборки или ремонта различных товаров (от шкафов и автомобилей до самолетов и космических кораблей). Немногие любят изучать инструкции. Инструменты дополненной реальности помогут сделать этот процесс более простым и удобным.
Улучшение учебных аудиторий: AR технологии помогут глубже погружаться в изучаемые темы. Учителя смогут в реальном времени проверять знания учеников и сразу видеть результаты. Для проведения химических или физических опытов больше не потребуются реагенты. Их можно будет проводить в дополненной реальности.
Астрономия: через AR устройства вы увидите собственными глазами Солнце, Луну, кометы, черные дыры и другие космические объекты.
Профессиональное обучение: AR позволит организовать дистанционное обучение и контроль стажеров.
Книги: если вы любите читать бумажные книги, то в AR вы сможете просмотреть дополнительные иллюстрации к ним или справочную информацию. Для тех, кто предпочитает цифровые книги, появится возможность читать их на виртуальном AR экране.
Охрана правопорядка и юриспруденция
Выявление лжи: если человек будет лгать, AR устройство об этом скажет, проанализировав его микровыражения лица, речь и жесты. Это будет актуально не только для полицейских, но и политиков, бизнесменов и обычных людей (например, родителей подростков).
Тесты на алкоголь: анализ состояния человека на основе внешних признаков (расширенные зрачки, неустойчивость походки). Такой подход часто дает более достоверные результаты, чем традиционные тесты на уровень алкоголя в крови.
Розыск подозреваемых: AR устройство будет искать виновных по фотографиям. Возможно, дополнительно будут использоваться другие алгоритмы (например, анализ походки или манеры речи).
Контроль за оборотом оружия и контрабандой: сканирование и поиск слишком больших предметов, скрытых под одеждой, в случае подозрения — вызов представителей полиции для более детальной проверки.
Выбор присяжных и контроль их состояния: можно будет тщательнее отбирать присяжных на основе анализа их высказываний с точки зрения эмоциональной окраски и степени концентрации на судебном заседании. Это позволит повысить объективность выносимых приговоров.
Места преступлений: поиск и исследование места преступления с помощью AR технологий для более детального анализа.
Дача показаний и свидетельство: видеозапись всех показаний на AR устройства. В дальнейшем можно автоматически сравнивать показания, данные в разные периоды времени, выявлять несоответствия и изобличать преступников.
Контракты: документы будут подписывать с помощью AR гаджетов. Право доступа к ним также будет предоставляться на основе технологий дополненной реальности. Например, через авторизацию по голосу или сетчатке глаза.
Создание доступной среды
Помощь слабослышащим: AR устройства смогут интерпретировать звуковую информацию в текстовую (например, объявления в аэропорту или телефонные звонки).
Помощь слабовидящим: системы распознавания объектов и голосовые интерфейсы позволят слабовидящим увидеть объекты реального мира.
Перевод в реальном времени: перевод текста или устной речи на иностранном языке на родной в реальном времени с помощью AR технологий.
Карты для людей в инвалидных колясках: в AR гаджетах будут специальные карты с оптимальными маршрутами для передвижения лиц с ограниченными возможностями.
Увеличение: в реальном времени можно будет увеличивать или уменьшать текст, чтобы удобнее было его прочитать.
Медицина
Выбор медикаментозного лечения: доктор сможет подобрать подходящее лекарство, даже если оно не относится к его профилю. Это позволит снизить риски ошибок при назначении препаратов и составлении рецептов.
Помощь при операциях: анализ органов или тканей в процессе хирургического вмешательства, возможность получить обратную связь от коллег, видящих трансляцию с AR устройства.
Внутривенные инъекции: с помощью AR технологий медсестра сможет найти подходящее место для укола, даже если у больного плохо видны вены. Больше никаких исколотых рук или синяков.
Более широкий доступ к медицинской помощи: используя AR технологии врачи с небольшим опытом работы смогут лечить пациентов, консультируясь в онлайн-режиме с квалифицированными коллегами. В результате не только будет повышаться профессионализм молодых специалистов, но и не будет тратиться драгоценное время на лечение больных.
Проверка симптомов: человек сможет самостоятельно сверить свои симптомы с онлайн-базой или с помощью AR гаджета связаться с доктором и уточнить диагноз.
Стороннее мнение: будет проще общаться с коллегами для обсуждения результатов анализов и хода лечения пациентов.
Политика
Фактчекинг в реальном времени: любые факты можно будет мгновенно проверить на достоверность и актуальность.
AR телесуфлеры: публичные люди смогут выступать перед аудиторией с заранее подготовленной речью, читая ее с AR дисплея. Это снизит эффект искусственности и неискренности, характерный для выступлений с использованием обычных суфлеров.
Опросы населения: анализ эмоциональной окраски высказываний избирателей позволит выяснить их отношение к кандидату и оценить предпочтения на выборах.
Распознавание спонсоров: сканирование людей в толпе с помощью AR технологий поможет найти потенциальных спонсоров и сторонников, собрать краткую справку о них (вид деятельности, уровень доходов и т. д.).
Искусство и культура
Музеи и экскурсии: на выставке в музее или на прогулке по городу можно будет просто навести AR гаджет на заинтересовавший предмет искусства и прочитать подробную информацию о нем.
Обучение творчеству: организация пошаговых уроков живописи, скульптуры и т. д. как для новичков, так и для продвинутых учеников.
Анализ предметов искусства: технологии дополненной реальности позволят изучать разные слои картин, использованные художником техники и приемы.
Исторические места: посмотреть через AR дисплей, как здание или место выглядело в определенное время в прошлом.
Книги: разместить книгу перед глазами, чтобы было удобно читать в движении, с ребенком на руках или занимаясь монотонными домашними делами.
Походы на природу: на прогулке в лесу или парке узнать название растения или животного, заглянув в AR базу данных.
Распознавание песен и исполнителей: услышав на радио понравившуюся песню или мелодию, с помощью AR приложения можно будет узнать имя исполнителя и название композиции.
Торговля
Покупка мебели: разместить виртуальную модель дивана или кресла в квартире, чтобы оценить, насколько она подходит под интерьер и какой цвет лучше заказать.
Покупка одежды: интернет-покупки станут намного эффективнее и проще, если можно будет примерять одежду, выбирая подходящий цвет и фасон, до оформления заказа. Технология дополненной реальности позволит клиентам определиться с выбором и станет перспективным вложением для компании с точки зрения маркетинга.
Интеллектуальная покупка продуктов: оптимизация времени на составление меню для всей семьи и поиск в магазинах выгодных цен на продукты. AR приложение даже сможет составить для вас оптимальный маршрут движения по супермаркету, указав места расположения нужных позиций на полках.
Выбор персонального стиля: подобрать модель стрижки или цвет волос в дополненной реальности, чтобы потом не испытывать разочарования.
Модификации тела: узнать, как изменится ваша внешность, если вы похудеете или поправитесь, сделаете татуировки или проколете бровь, увеличите губы или уменьшите нос. Как вы будете выглядеть через 10 лет или через 50.
Покупки на улице: представьте, что вы идете по улице и вдруг увидели у прохожей сумку или ботинки, которые вам очень понравились. Навели на них AR гаджет и сразу узнали цену товара, где его можно купить, и сделали заказ.
Мониторинг рынка: чтобы найти, где купить подешевле, не обязательно обходить все магазины. AR приложение проанализирует цены и выберет для вас оптимальный вариант.
Продукты и общественное питание
Отзывы о ресторанах: вечером в курортном городке, прогуливаясь по улице, можно будет с легкостью выбрать лучший ресторан по соотношению цена-качество — достаточно изучить в AR меню и отзывы посетителей о нем.
Предупреждения для аллергиков: в своем AR профиле вы сможете указать, на какие продукты у вас аллергия. Работники ресторана будут в курсе, и вам не придется им напоминать, что в блюдах не должно быть глютена, лактозы или других потенциально опасных для вас ингредиентов.
Бронирование мест в ресторане: одного взгляда на кафе или ресторан через AR дисплей будет достаточно, чтобы понять, есть ли в нем свободные места и как долго придется ждать своей очереди.
Подсчет калорий в пище: с одного взгляда можно будет определить калорийность блюда или отдельного продукта и сколько в нем белков, жиров или углеводов.
Автоматический контроль диеты: больше не нужно считать в уме и запоминать, сколько калорий вы съели за день. Контролировать ваш суточный лимит будет специальное AR приложение.
Инструкции по приготовлению: виртуальные советы и рекомендации, как приготовить выбранное блюдо. Повара-любители смогут готовить не только дома, но и работать в известных ресторанах наряду с профессионалами.
Подбор рецептов по содержимому холодильника: открываете холодильник, сканируете содержимое полок и получаете список блюд с пошаговыми рецептами. Мечта любой хозяйки.
Фитнес
Личный тренер в виде голограммы: не обязательно ходить в зал или смотреть видеотренировки. С помощью AR приложения можно будет сделать проекцию тренера у себя дома или на улице и повторять за ним упражнения.
Превращение тренировок в игру: привычные прогулки пешком или на велосипеде можно разнообразить, добавив в них элементы AR квеста, где вам нужно будет выполнять задания и прокачивать навыки.
Персонализированные тренировки: ваш личный AR тренер будет давать рекомендации по нагрузке и количеству подходов на основе анализа вашего пульса, степени усталости, самочувствия и других критериев.
Просмотр своих спортивных результатов: анализировать спортивные успехи в AR, изучать истории тренировок, записывать свои рекорды и т. д.
Строительство и архитектура
Управление проектами: с помощью AR устройств сканировать чертежи и проверять, соответствуют ли они стандартам, искать расхождения.
Проекты и модели: пересылать 3D-модели коллегам с использованием AR технологий намного проще, чем в электронном или бумажном формате.
Визуализация проектов: провести виртуальную экскурсию по месту, где будет построено новое здание, оценить, как оно впишется в общую концепцию города.
Помощь при реализации проекта: виртуальные инструкции и мастер-классы помогут рабочим качественнее выполнять свою работу. Например, маляр может изучить, как лучше красить обои, а плиточник — как аккуратно резать плитку.
Игры
Игры с использованием геолокации: на местность из реальной жизни накладываются виртуальные объекты. Пользователи погружаются в игру на улице, без использования компьютера.
Появление элементов игры в реальной жизни: рутинную жизнь можно будет разнообразить, добавив элементы игры. Самое привычное занятие (например, мытье посуды или поход в магазин за продуктами) может превратиться в увлекательное состязание.
Домашние питомцы в AR: если у вас аллергия на кошек, вы сможете завести себе виртуального питомца. Его удобно брать с собой в путешествия или в гости. Это как тамагочи в 90-е, только цветной, а не черно-белый.
Динамические аватары: виртуальные аватары, способные отражать настоящие эмоции и чувства игроков.
Расширение возможностей игр на ПК и консолях: играть в игры можно будет не только на компьютере или телевизоре. Создать виртуальный экран с помощью AR технологии можно будет в любом месте: в парке, на пляже, в самолете.
Данные в киберспорте: во время трансляции дополнительно можно будет видеть сведения о выбранном игроке или ходе игры.
Спорт
Наложение игровой статистики: во время просмотра футбольного или хоккейного матча можно будет просмотреть информацию о статистике игрока, его лучших голах и т. д.
Визуализация игры: тренеры команд через AR устройство смогут передать схему игры и свои указания по работе на поле.
Продвинутая аналитика: помимо основных сведений о ходе матча будут доступные более продвинутые данные. Например, скорость движения шайбы, сила удара по мячу или угол в бильярде.
Расширение возможностей атлетов: спортсмены смогут во время игры оценивать параметры своих действий. Например, в теннисе просчитать траекторию движения мяча и спрогнозировать, куда он упадет.
Кино и телевидение
Информация об актере: во время просмотра фильма можно будет просматривать профили заинтересовавших вас актеров (биография, фильмография, премии, мнения кинокритиков).
Синхронный просмотр: можно одновременно смотреть фильм с друзьями, живущими в другом городе или стране.
Субтитры: для каждого фильма можно будет выбрать субтитры на любом языке.
Просмотр в движении: для просмотра AR видео не нужны свободные руки, чтобы держать устройство, поэтому фильм можно будет смотреть на пробежке, в автобусе или на прогулке с ребенком.
Реклама
Персонализация и таргетинг: с помощью AR технологий можно будет настраивать рекламу под конкретного пользователя, учитывая его интересы, геолокацию, возраст, настроение и т. д. Речь идет не только о рекламе на телевидении или в Интернете, но и на улице, в метро, даже в подъезде. Это то, к чему стремится современный маркетинг.
Новые грани рекламного творчества: AR открывает перспективы для применения более агрессивного маркетинга. Виртуальные рекламные объекты будут появляться на пути у людей, пытаться установить с ними контакт, отслеживать перемещение в пространстве. Такую рекламу будет сложнее не заметить или проигнорировать.
Конкуренция между физической и AR рекламой: традиционной рекламе придется бороться за целевую аудиторию, так как у виртуального соперника будет больше преимуществ.
Интерактивный продакт-плейсмент: реклама в дополненной реальности даст возможность заинтересованным пользователям детальнее изучить продукты и сразу оформить заказ.
Отслеживание движений глаз: AR технологии могут отслеживать движение зрачков, поэтому если вы не будете смотреть на рекламу, она будет перемещаться таким образом, чтобы попасть в ваше поле зрения. Умный маркетинг будет искать способы достучаться до своего целевого потребителя.
Будущее AR и VR маркетинга в России
В марте 2018 года Яндекс.Маркет проводил конкурс на лучший стартап в сфере продаж. Два победителя из трех представили проекты, основанные на VR технологиях. Это подтверждает тенденцию роста спроса на них на российском рынке.
Так, сервис TRY.FIT позволяет клиентам выбрать подходящую по размеру обувь в интернет-магазине на основе виртуальной примерки. Программа сравнивает трехмерную модель обувной колодки с формой стопы клиента. Сеть спортивных магазинов «Декатлон» уже проявила интерес к этой разработке.
Второй победитель разработал приложение Sizolution, которое поможет интернет-магазинам в автоматическом режиме измерять параметры одежды и загружать эту информацию на сайт. Покупатели с помощью этого сервиса смогут виртуально примерить понравившийся товар и оценить, как он сидит и подходит ли по размеру.
AR и VR технологии в маркетинге в ближайшем будущем станут частью нашей жизни. Не выходя из дома, можно будет выбрать товар в магазине, примерить его, подобрать подходящий цвет и размер, получить консультацию специалиста и заказать с доставкой на дом.
Поначалу онлайн-консультации будут проводить реальные люди, затем их заменят системы искусственного интеллекта.
В настоящее время многие ретейлеры настороженно относятся к современным виртуальным технологиям и не торопятся внедрять их в свою работу. Но те, кто осмелится и рискнет, получат неоспоримое конкурентное преимущество с точки зрения расширения каналов сбыта.
В первую очередь будут появляться виртуальные магазины. Популярная ретейл-платформа AliExpress активно работают в этом направлении, инвестируя значительные средства.
Также станут популярными виртуальные примерочные, сервисы по параметризации размеров и другие подобные приложения.
В офлайн-магазинах будут пользоваться спросом виртуальные помощники. Они помогут с навигацией в торговом центре, найдут информацию о товаре по его фотографии, расскажут об актуальных акциях и скидках.
Внедрение AR и VR маркетинга выгодно потребителям и ретейлерам. Компании смогут оптимизировать расходы по аренде и содержанию торговых площадей, оплате труда менеджеров по продажам. Теперь не нужно будет содержать штат продавцов: клиенты самостоятельно смогут виртуально примерить и получить консультацию виртуального помощника.
Виртуальная и дополненная реальность — это будущее современного маркетинга. Если AR технологии будут актуальны в любой сфере, то VR — там, где важно дать клиентам полноценный чувственный опыт. В результате компании получат более заинтересованную и вовлеченную целевую аудиторию.