Методика SMART-цели: эффективная система или красивое название

Методика SMART-цели: эффективная система или красивое название

Методика SMART-цели: эффективная система или красивое название
Время чтения: 8 минут
Отправим материал вам на:

Из этой статьи вы узнаете:

  • Зачем нужно ставить СМАРТ цели
  • Когда нужно ставить СМАРТ цели
  • Как ставить СМАРТ цели правильно

Отсутствие желаний и стремлений делает человеческую жизнь бессмысленной. Ежедневно мы ставим перед собой множество целей и стремимся к их достижению в порядке приоритета. Одной из самых эффективных практик, позволяющих добиться успеха в бизнесе и самосовершенствовании, является методика СМАРТ-цели. О ней и пойдет речь в нашей статье.

Зачем нужно ставить SMART-задачи?

Если вы заинтересованы в личностном или карьерном росте, то должны не только уметь четко формулировать свои цели, но и определять эффективные пути их достижения. Методика СМАРТ как раз помогает выстроить свою деятельность таким образом, чтобы максимально быстро прийти к желаемому результату. Стоит отметить, что правильная формулировка целей имеет большое значение для развития любого бизнес-проекта.

Зачем нужно ставить SMART-задачи

Так, почти половина владельцев малых предприятий терпит неудачу в течение первых пяти лет функционирования организаций. Одной из причин такой печальной статистики является недостаточное внимание к постановке глобальных стратегических целей, поскольку многие предприниматели концентрируются исключительно на решении текущих проблем.

article_banner.png

СМАРТ − это аббревиатура пяти английских слов, однако данное сочетание первых букв образует самостоятельное понятие, которое в переводе на русский язык означает «умный». Поэтому можно смело сказать, что методика СМАРТ предполагает «умное планирование».

Все пять слов, первые буквы которых образуют название рассматриваемой техники, наделены особым смыслом. Без разбора и осознания данных понятий у вас навряд ли получится овладеть методикой СМАРТ-цели.

Каждый элемент данной системы имеет значение: для понимания задачи, её формулировки и достижения. Кроме того, постановка целей в соответствии с принципами методики СМАРТ нередко приводит к переосмыслению некоторых проектных параметров: выявляются новые аспекты, важные нюансы и детали.

Теперь перейдем к расшифровке аббревиатуры и более подробно остановимся на каждом понятии:

S (Specific) − конкретно;

M (Measurable) − измеримо;

A (Achievable) − достижимо;

R (Relevant) − согласовано;

T (Time) − время.

1. S – Specific. Четкая формулировка цели – половина успеха.

Применение методики СМАРТ в первую очередь предполагает максимальную конкретизацию итогового результата.

Вы должны четко представлять себе тот итог, к которому хотите прийти, проделав определенный объем работ.

Как правильно формулировать цели? Главное условие − больше конкретности. К примеру, не просто «похудеть», а «снизить вес до 60 кг» или «уменьшить параметры бедер до 90 см, а талии - до 60 см». Не просто «увеличить объем продаж», а «повысить показатели на 30 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года». Не «приобрести квартиру», а «заработать 1,5 миллиона на двухкомнатную квартиру в таком-то районе».

Когда подготовка проекта требует участия нескольких человек, перед началом работ необходимо детально обсудить все требования к итоговому результату, то есть конкретизировать цель настолько, насколько это возможно.

Методика СМАРТ-цели

Методика СМАРТ-цели не признает абстрактных планов и примерных формулировок. Вы должны видеть четкую итоговую картинку со всеми деталями. Такая методика позволяет запустить работу подсознания, которое поняв, что нужно человеку, будет способствовать достижению целей всеми возможными способами: подкидывать мысли, предлагать различные идеи и направлять по правильному пути.

Те, кто верит во влияние Вселенной на человеческую жизнь, наверняка знают: чем четче формулировка желания, тем правильнее и быстрее оно исполнится. Этим же принципом следует руководствоваться при постановке СМАРТ-задач.

2. М – Measurable. Измеримость.

Это второй принципиально важный момент при постановке задач в соответствии с методикой СМАРТ. Каждая цель должна выражаться в количественных или качественных показателях. Это значит, что её формулировка должна включать в себя такие характеристики, которые в итоге укажут, что запланированное достигнуто.

Цель может измеряться:

  • в денежном эквиваленте (рублях, долларах или другой иностранной валюте);
  • количестве положительных отзывов или других критериях внешней оценки;
  • долях, процентах, соотношениях;
  • лайках, численности постоянной аудитории (подписчиков), а также в количестве просмотров;
  • периодичности определенных действий (например, чтобы каждый третий посетитель сайта приобретал товар);
  • отсутствии взысканий, штрафов (мотивация «от обратного»);
  • получении утвердительного ответа или одобрения от руководителя, специалиста и т. д.

Все возможные параметры цели должны быть измерены и оценены.

3. А – Achievable. Достижимость или реальность стремления.

Допустим, вы работаете менеджером в небольшой компании и ставите себе цель: через 8 месяцев участвовать в выборах Президента РФ в качестве кандидата. К формулировке здесь вопросов нет, а вот к достижимости...

Вы должны четко понимать, что методика СМАРТ-цели − это не волшебство, которое способно сотворить любое чудо только с тем условием, что вы правильно сформулируете свое желание.

Это довольно эффективная практика, позволяющая добиться реальных показателей за определенное время. То есть при постановке целей вы должны сопоставлять имеющиеся в наличии ресурсы и возможности с желаемым итогом.

СМАРТ-цели

Что же нужно учесть, чтобы сформулировать реальную и достижимую цель?

Перечислим несколько основных параметров:

  • материальные и моральные ресурсы;
  • время;
  • умения;
  • знания;
  • финансовые возможности;
  • здоровье и т. д.

4. R – Relevant. Все цели должны быть согласованы.

С кем или с чем нужно согласовывать свои цели? Во-первых, с реальностью, во-вторых, с уже существующими планами, и, в-третьих, с желаниями. Рассматриваемый параметр СМАРТ-системы важнее, чем кажется на первый взгляд. Исключив этот пункт, перечень целей может получиться абсурдным, а отдельные задачи − абсолютно невыполнимыми.

Вы должны понимать, что некоторые установки не могут сочетаться между собой. Нельзя «высыпаться» и «заниматься йогой в 5 утра», «сократить 50 % персонала» и «увеличить прибыль в 2 раза по сравнению с прошлым годом» и т. д.

При наличии несостыковок и противоречий необходимо вносить соответствующие коррективы.

5. T – Time-bound. Ограничение во времени.

Каждая цель должна иметь временное ограничение. Если этого не будет, то к её достижению можно стремиться бесконечно долго.

Все цели можно разделить на три основные группы:

  • краткосрочные – до 100 дней;
  • среднесрочные – от квартала до года;
  • долгосрочные – на один год и более.

Стоит отметить, что каждая цель СМАРТ-системы должна не только иметь временные рамки, но и быть соотносимой с другими планами. Иерархия такова: долгосрочные задумки формулируют перечень среднесрочных дел, а среднесрочные делятся на краткосрочные проекты. Таким образом длинный путь к каждой глобальной цели делится на небольшие шаги.

Методика SMART-цели

Примеры личных целей по методике СМАРТ

Приведем несколько примеров:

  • Получать заработную плату в размере 100 000 рублей на текущем месте работы к февралю 2020 года.
  • Стать студентом экономического факультета МГИМО в 2020 году.
  • Пройти обучение в автошколе до ноября 2019 года.
  • Уменьшить вес на 5 кг к 1 октября 2019 года.
  • Провести неделю в Италии с 1 по 7 января 2020 года.
  • Выучить 50 новых слов на английском до 15 августа 2019 года.
  • Принять участие в вебинаре «Как достичь цели» 15 июля 2019 года.

Каждая приведенная цель соответствует всем принципам СМАРТ-методики, поэтому вышеперечисленные формулировки вполне могут использоваться в качестве образца.

Для того чтобы сделать первый шаг навстречу мечте, нужно сначала обозначить свое намерение (лучше в письменном виде). В процессе формулировки цели постарайтесь использовать все принципы СМАРТ-методики. Это позволит сразу выявить те сложности, которые могут помешать исполниться вашему желанию.

Применение методики СМАРТ-цели позволяет максимально сосредоточиться на конкретном стремлении. Вы как бы автоматически настраиваетесь на нужную волну, то есть не только подбираете возможные способы достижения цели, но и «притягиваете» все необходимые события.

Благодаря конкретизации, концентрации и необходимости временного ограничения вы сможете понять, чего хотите на самом деле. Так вы выявите поистине свои цели и избавитесь от навязанных.

СМАРТ-методологию можно также применять к советам от других людей, любым рекомендациям, предложениям и т. д. Техника помогает отсеять всё лишнее, сконцентрироваться на важном и действительно необходимом.

Применение методики СМАРТ нецелесообразно в следующих случаях:

  1. Когда невозможно представить конкретную дату достижения цели. Долгосрочное планирование по СМАРТ не имеет смысла, поскольку ситуация может кардинально измениться (особенно в том случае, если вы ставите не актуальные цели до достижения сроков).
  2. Если вам важно не достичь итогового результата, а лишь начать движение в нужном направлении.
  3. Если вы заранее знаете, что никакие действия предприниматься не будут, рассматриваемая методика теряет свой смысл. СМАРТ всегда предполагает совершение определенной последовательности действий для достижения поставленных целей.

Каким компаниям подойдет методика SMART-цели?

Создание проектов по методике СМАРТ-цели особенно актуально для крупных и технологичных организаций. Чем больше компания, тем сложнее отслеживать результаты работы каждого сотрудника. СМАРТ позволяет контролировать деятельность даже большого коллектива.

Каким компаниям подойдет методика SMART-цели

При помощи принципов данной технологии вы можете прописать алгоритмы по выполнению однотипных задач для сотрудников компании, исключив таким образом необходимость повторных объяснений. Но обратите внимание, что это целесообразно только для довольно простых заданий с заранее понятным результатом. Итоги работы каждого сотрудника можно будет легко оценить в онлайн-режиме.

Решение поставленных задач и достижение конкретных целей − самый простой и понятный критерий для расчета выплат персоналу. Средний показатель по этому направлению у менеджеров по методике СМАРТ-цели варьируется от 80 до 90 %; если он падает до 50 % или еще ниже, работа сотрудника признается неэффективной. Вы удивитесь, насколько просто теперь оценивать результаты труда подчиненных и сможете выявить тех, кто приносит минимальную пользу общему делу.

Автоматизированные компании могут приобрести специальную компьютерную программу, функционирующую по методике СМАРТ. Так у каждого сотрудника будет свой перечень задач с установленными сроками выполнения и количеством бонусов, которые полагаются за исполнение каждого дела. Таким образом, руководитель в режиме реального времени сможет проверить степень готовности той или иной работы, посчитать количество трудочасов человека, количество просрочек и выявить допущенные ошибки.

Если в проекте занято несколько специалистов, программа СМАРТ позволит отслеживать время нахождения рабочих документов у каждого исполнителя и выявлять их несвоевременную передачу. Но обратите внимание, что при задействовании такой программы нужно быть готовым к детальному продумыванию заданий для каждого сотрудника компании. Заняться этим на основе должностных инструкций можно поручить специалистам по работе с персоналом.

СМАРТ-технология может использоваться любым руководителем, но при формулировке для своих подчиненных заданий необходимо следить, чтобы они соответствовали всем вышеописанным принципам методики. И помните, что организация работы будет наиболее эффективной, если сотрудник сам ставит себе задачи, а руководитель только утверждает их.

Постановка задач по методике СМАРТ-цели

  1. Задумайтесь об итоговом результате. К чему вы хотите прийти, что для этого нужно сделать?
  2. Письменно сформулируйте свою цель в соответствии со СМАРТ-методикой.
  3. Детально продумайте каждый этап на пути к намеченному.
  4. Отдельно запишите все те бонусы, которые вы получите после достижения целей. Задумайтесь о трудностях, с которыми вы можете столкнуться на пути к своей мечте.
  5. Все глобальные цели разбейте на более мелкие задачи.
  6. Составьте план конкретных действий, например: увеличение прибыли на 20 % до конца текущего года и т. д.
  7. Периодически контролируйте прохождение этапов.
  8. Редактируйте задачи, направленные на достижение ваших целей (по мере необходимости).
  9. Предусмотрите бонусы (для себя и сотрудников) за успешное продвижение к намеченному.
  10. Периодически проводите переоценку целей, ведь обстоятельства всегда могут измениться.

Применение методики СМАРТ-цели может вывести управление компанией на новый уровень. Это значительно облегчит организацию рабочих процессов, позволит контролировать деятельность каждого сотрудника, а также систематически улучшать качественные и количественные показатели.

article_banner.png

Статья опубликованна:

Рейтинг 5 из 5. Проголосовало: 1
2019-08-29 14:51:56
У меня небольшое предприятие, поэтому не использовала смарт-планирование, но после прочтения статьи хочу попробовать этот способ. Думаю, что это поможет повысить прибыль)

Читайте также

Опубликовано
Генератор Продаж
г. Рязань, Куйбышевское шоссе, 25
Телефон: 8 (800) 775-43-06