Что это? Цифровой продукт – это объект интеллектуальной собственности, созданный для распространения и продажи в Интернете. Электронные книги, пособия, курсы, программное обеспечение, подкасты – всё это является платными и бесплатными цифровыми продуктами.
Как создать? Не обязательно быть программистом, чтобы разместить на тематическом форуме рецепт вкусного пирога или записать и опубликовать подкаст о покупке квартиры. Для создания коммерческого продукта необходимо проанализировать тренды, сгенерировать идеи, разработать MVP.
В статье рассказывается:
- Описание цифрового продукта
- Преимущества и недостатки создания и продажи цифровых продуктов
- Топ-15 прибыльных и бесплатных цифровых продуктов
- Поиск идеи для создания цифрового продукта
- Разработка MVP цифрового продукта
- Эволюция и развитие цифрового продукта
- Как и где продавать цифровые продукты
-
Чек-лист: Как добиваться своих целей в переговорах с клиентамиСкачать бесплатно
Описание цифрового продукта
Объемы электронной торговли неуклонно растут. Так, в 2022 году они увеличились по сравнению с 2021 годом на 33 %, что составило в денежном выражении 189 миллиардов долларов США. Данное явление объясняется пандемией, которая заставила многих продавцов перейти на удаленный формат продаж.
Сегодня активно развивается так называемая цифровая реальность, в которой многие виды повседневной деятельности человека переходят в виртуальный формат. Неотъемлемым элементом данного процесса является появление контента, распространяемого в интернете. Он является таким же предметом продажи, как и материальные вещи, но имеют ряд преимуществ. Главные из них в том, что цифровым программным продуктам не требуется место для хранения запасов товара, их можно передавать от продавца покупателю за несколько секунд через интернет из любой точки мира.
Очевидно, что цифровые продукты, хранясь в виде электронных файлов на компьютере, позволяют создавать неограниченное число копий, что позволяет удовлетворить даже самый высокий спрос. Такого изделия хватит на всех покупателей, у него не может истечь срок годности. Магазин по продаже цифровых товаров можно развивать одновременно с традиционными торговыми точками. Увеличить оборот помогут воронки продаж, крос- и апсейл.
В России и соседних странах рынок цифровых товаров находится в зачаточном состоянии. Это хорошая ниша для стартапа. Разработав уникальный продукт, вы сможете выделиться среди конкурентов, завоевать внимание покупателя и получить высокую прибыль.
Читайте также!
Преимущества и недостатки создания и продажи цифровых продуктов
Продажа цифровых продуктов имеет целый ряд достоинств, выгодно отличающих их от традиционных товаров:
-
Минимальные издержки. Нет необходимости тратиться на склады и обеспечение сохранности товара.
-
Высокая маржинальность. Как упоминалось, тиражирование осуществляется созданием неограниченного числа копий электронного файла, что не требует расходов на производство.
-
Возможность автоматизации процесса продаж. Для этого можно использовать одну из популярных электронных платформ.
-
Гибкость продукта. Продавец может предоставлять всем или отдельным покупателям продукты свободного распространения для создания базы клиентов, платные предложения для доступа по подписке, лицензии на пользование продуктом. Существует бесчисленное множество возможностей применения цифровых технологий в бизнес-модели.
-
Электронное образование. Эта ниша имеет огромный потенциал. По оценкам специалистов рынок онлайн-обучения составит 374 млрд долларов уже в 2026 году.
Но не все так безоблачно. Продажа цифровых продуктов может вызвать ряд трудностей:
-
В интернете можно найти бесплатные аналоги цифровых товаров, которые вы продаете. Согласитесь, не все захотят отдавать деньги за то, что можно получить даром. Поэтому основа бизнеса – грамотное планирование маркетинга, позиционирование продукта, формирование его уникальности, достижение качества, за которое пользователь согласен будет заплатить.
-
Рынок цифровых товаров наводнён нелегальными копиями, особенно это характерно для России. В последние годы государство обратило внимание на эту проблему.
-
Есть отдельные ограничения на каналы продаж. Так, материальные товары должны продаваться в соответствии с их торговой политикой.
Все эти проблемы не являются неразрешимыми, они могут быть преодолены в ходе грамотной и ответственной разработки плана продвижения цифровых продуктов.
Топ-15 прибыльных и бесплатных цифровых продуктов
Рассмотрим наиболее популярные для продажи в интернете виды цифровых продуктов. Возможно, один из них уже в ближайшее время сможет стать основой для вашего бизнеса:
-
Онлайн-курсы
Онлайн-курс во многом похож на традиционные уроки в учебной аудитории. Разница в том, что для присутствия на занятиях вам не нужно никуда ехать, можно участвовать в них, не выходя из дома. Многие курсы представляют собой видеозаписи с объяснением материала для изучения, доступ к которым можно получить в любое время, не привязываясь к графику спикера и его местонахождению в соответствующий момент.
-
Электронные книги
Электронные библиотеки все активнее вытесняют традиционные учреждения, предоставляющие бумажные издания для чтения. Онлайн-книги не только быстрее распространяются, но и позволяют экономить на бумаге, краске, снижая издержки на производство. Это дает возможность написать литературное произведение, не беспокоясь о том, как напечатать свой труд, какое издательство возьмется за его публикацию.
Создав собственную электронную книгу, можно опубликовать ее на сервисе Kajabi. Распространением литературы в подобном виде также занимаются и многие известные издательства, а некоторые газеты и журналы полностью перешли на этот формат. Для придания своей книге презентабельного внешнего вида обратитесь к профессиональному дизайнеру. Когда работа будет завершена, вам останется лишь заниматься продвижением своего продукта.
Если вы ранее продавали другой цифровой продукт, например, онлайн-курсы, предложите книгу своим клиентам. Это позволит задействовать воронку продаж и побудить к покупке основного товара.
-
Фотография
Объем информации в интернете постоянно растет. Авторам публикаций требуются уникальные и эффектные фотоснимки, чтобы разместить их на своём сайте. Ресурсы типа Fotolia и iStockphoto позволяют распространять свои работы фриланс-специалистам. Также хорошим способом продаж будет личный веб-сайт художника, это избавит от необходимости отдавать часть дохода посредникам. Чаще всего для предпросмотра публикуется сжатая версия файла, а полноразмерное фото может быть получено только после оплаты. Автор может задействовать несколько каналов продаж:
-
Собственно цифровые медиа.
-
Онлайн-выставки.
-
Рекламные материалы (например, блокноты, бейсболки с фирменной символикой).
-
-
Веб-элементы
Разработчики сайтов могут создавать уникальные шаблоны для систем управления контентом (CMS) на базе WordPress. Разработка таких цифровых продуктов может приносить весьма внушительный доход. Гораздо проще интегрировать готовые веб-элементы, чем писать код заново. Популярность таких шаблонов зависит от ниши, а также от сложности и функциональности. Можно создать неограниченное количество тем, разместить их на торговой платформе и ждать заявок от потенциальных покупателей.
-
Исследования и информация
Вспомним известное выражение: кто владеет информацией – тот владеет миром. Сегодня бум технологий резко повысил ценность актуальных данных из различных областей знаний. Ими могут быть результаты исследования рынка, анализа динамики важнейших экономических показателей, информация о количестве пользователей сайта, принадлежащих к той или иной социально-демографической группе, и многое другое.
Эти и многие другие данные могут быть с успехом использованы для продвижения продукта, разработки стратегии развития предприятия, определения новых видов продукции, востребованной у аудитории. Информация становится эффективным инструментом повышения дохода и прибыли.
-
Учебники и руководства
Часто на просторах интернета можно встретить видеозаписи или подробные уроки-ролики, в которых спикер рассказывает об опыте использования того или иного продукта или услуги. Каждый пользователь может создать продолжительное и подробное руководство, которое поможет покупателю выбрать подходящий товар, рассказав о его достоинствах и недостатках. Человек предпочитает приобретать собственные навыки, а не платить за их применение другим. Всевозможные руководства и учебники помогут в этом.
Пользователь платит за то, чтобы узнать больше о продукте, а также о том, какие преимущества он может получить с его помощью. Если удастся предоставить актуальную информацию в наглядном виде, то вы сможете заработать на этом.
-
Программное обеспечение (ПО)
Если вы имеете глубокие познания в программировании, то можно разработать новое компьютерное приложение и продавать его пользователям. Ваше ПО будут покупать, если оно сможет решать какие-то полезные задачи. Есть масса софта, который находится на рынке уже много лет и имеет целую армию преданных клиентов. Вспомним Microsoft Windows или Adobe Photoshop. Сегодня нет пользователей, которые не слышали о них, но эти приложения начинались с частных разработок, которые позволили получать доход и со временем создать авторам многомиллионный бизнес.
Раньше лицензия на подобные цифровые продукты оплачивалась одним платежом, давая покупателю возможность использовать приложение неограниченное время. Сегодня же большинство софта приобретается по подписке. Вы платите небольшую сумму и можете работать с программой ограниченный период, по истечении которого подписку нужно будет продлевать. Это позволяет сформировать более стабильную финансовую модель. При таком подходе можно отдельно продавать обновления, различные дополнительные модули, полезные опции и т. п.
-
Рецепты
Конечно, сегодня можно найти множество рецептов в интернете и приготовить шедевры мировой кухни совершенно бесплатно. Однако кулинарные издания по-прежнему хорошо продаются. Во-первых, они предоставляют знания в систематизированном и последовательном виде, рассказывая о многих тонкостях приготовления блюд. Во-вторых, человек устроен так, что он психологически ожидает больше отдачи от такого продукта, за который он заплатил. Ведь бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
-
Подкасты
Как правило, подкасты распространяются свободно, позволяя бизнесу рассказывать пользователям о своей компании, новых продуктах. Однако может использоваться и платный формат, в рамках которого предоставляется доступ к уникальному контенту, недоступному остальной аудитории.
Чтобы за такое платили, оно должно представлять ценность для потребителя, помогать решать его задачи. Здесь также может использоваться оплата подписок, дающая право использовать материалы в течение определённого срока.
-
Программы
Еще лет 10 назад основную массу программного обеспечения составляли программы, которые устанавливались на компьютер или ноутбук при помощи привода CD-ROM, то же относится и к всевозможным играм. Сегодня же бурное развитие возможностей мобильных электронных устройств породило стремительный рост рынка мобильного ПО. Пользователю даже не нужно покупать материальный носитель с приложением. Можно просто скачать файл из интернета и установить его на смартфон. Одни программы платные, другие без оплаты или с возможностью приобретения отдельных возможностей по подписке.
Чтобы разрабатывать подобные приложения, не обязательно даже иметь навыки. Достаточно найти специалиста, который будет заниматься созданием софта для вас по фиксированной ставке оплаты. Такая бизнес-модель при разработке цифровых продуктов используется повсеместно.
-
Файлы Swipe
Swipe-файлы представляют собой документы со ссылками на электронные ресурсы, позволяющие пользователям решать свои задачи. Они могут содержать, например, образцы качественных текстовых материалов, вдохновляющих писателя на создание литературного произведения. Дизайнеры могут размещать в них графическую информацию, которая может использоваться в продвижении продукта на сайте.
Можно обобщать результаты исследований, формировать контрольные списки, которые собираются в отдельный файл для дальнейшего распространения. Главное внимание необходимо уделять уникальности данных. Материал должен быть не только полезным, но и отсутствовать в свободном доступе в интернете или в ином источнике, иначе пользователь отдаст предпочтение бесплатной информации.
-
Шаблоны и калькуляторы
Затевая ремонт, многие впадали в ступор, когда пытались придумать наилучший вариант расстановки мебели и бытовой техники в маленькой кухне хрущевки. К счастью, есть готовые решения в виде дизайнерских шаблонов, из которых каждый может выбрать наиболее понравившийся вариант. Если вы разбираетесь в строительстве, архитектуре или design, вполне можете создавать подобные шаблоны и продавать их заинтересованным пользователям.
Также возросла популярность различных онлайн-калькуляторов. Здесь речь идёт не о стандартном приложении в Windows, а о продвинутых решениях, которые могут использоваться, например, при оценке условий кредитного договора, способов инвестирования финансовых ресурсов. Если ваш калькулятор предоставляет возможности, отсутствующие в приложениях в свободном доступе, то пользователь готов будет за это заплатить.
Многие решения становятся проще, если использовать за основу готовый шаблон. Производство такого цифрового продукта может приносить неплохой доход.
-
Узоры
Если вы увлекаетесь макраме, вязанием, вышивкой, и вам удалось придумать новый оригинальный узор, можно предложить его любителям домашнего декора. Схемы вязания, например, могут быть очень сложными, без них вряд ли удастся повторить красивый рисунок на фото, и такие схемы вполне можно продать.
-
Наборы графики
Через зрение человек получает львиную долю информации об окружающем мире. Одного этого факта уже достаточно, чтобы уделять повышенное внимание визуальной составляющей вашего сайта, обложки книги, фирменному оформлению продукции.
Навыками графического редактирования обладают далеко не все. Если, предположим, нужно разработать оригинальный дизайн футболки, то можно потратить часы и дни на создание интересного узнаваемого рисунка. Можно пойти другим путем: заказать или приобрести готовый набор графических элементов у профессионала. Даже если предложенное решение не будет на 100 % уникальным, дизайнер создаст своеобразную композицию, которая не вызовет ощущение заимствования. Если вы способны создавать подобные графические наборы, то можно сделать из них востребованные цифровые продукты как для бизнеса, так и для частных пользователей.
-
Обучающие пакеты
Традиционный рынок товаров и услуг за последние десятилетия значительно изменился. Трансформация выражается в том, что принципиальные различия между товарами и услугами постепенно стираются. Например, растет оборот сферы проката предметов одежды, которую раньше обычно приобретали в собственность. Средства косметики теперь необязательно покупать для постоянного пользования, можно сделать профессиональный макияж у визажиста. Эти изменения влияют и на рынок цифровых услуг. Если вы хорошо ориентируетесь в нём, то сможете продать свои знания аудитории, которая также хочет использовать преимущества цифровой среды для повышения дохода.
Читайте также!
Итак, внедрение цифровых продуктов позволяет диверсифицировать бизнес-модель, найти новые каналы продаж. Не тратя лишних средств на организацию новых каналов поставок и создание хранилищ, можно продвигать свои товары/услуги через электронные магазины, социальные сети. В нашей стране ниша электронной торговли по-прежнему остается ненасыщенной, поэтому продажа цифровых продуктов в России представляет широкие возможности для вывода компании на новый уровень.
Поиск идеи для создания цифрового продукта
Любая деятельность в бизнесе начинается с идеи. Будучи не оформленной в определённый план или политику, она придает направление всем усилиям, позволяет определить, дают ли совершаемые действия необходимый результат.
Разработка стратегии развития цифрового продукта начинается с определения услуг и товаров, которые востребованы у широкой аудитории, с выяснения, в чем нуждаются пользователи, а что, напротив, вызывает у них отторжение. Потребности могут определяться не только трендами, но и формулироваться пользователем на основе своего мировоззрения, ценностей, жизненных задач.
В последние годы вырос рынок доставки готовых продуктовых наборов до порога дома заказчика. Как правило, в таких пакетах используются довольно простые в приготовлении блюда из недорогих продуктов, что соблюдает баланс между ценой и качеством. Это позволило освободить от необходимости ежедневного приготовления пищи миллионы людей, которые не желают питаться замороженными полуфабрикатами, не имеют достаточного дохода, чтобы ежедневно питаться в ресторане, и не хотят или не могут тратить драгоценное время, чтобы стоять у плиты.
Отдельные задачи человек хотел бы и мог выполнить самостоятельно, но у него нет на это свободного времени. Или он, наоборот, хочет избавить себя от решения рутинных задач и ищет возможность передать их выполнение другим, даже если за это придётся заплатить. Наиболее перспективная ситуация для бизнеса – когда решение той или иной проблемы, способ удовлетворения потребности существует на рынке, но в силу некачественного маркетинга потенциальные клиенты не знают об этом или не осознают ценности предложения, продолжая обходиться своими силами. В этом случае можно использовать готовый продукт, качественно наладить его продвижение и получать прибыль.
Другая ситуация. Использование различных лайфхаков может стать отправной точной для реализации нового продукта, который избавит пользователя от необходимости ухитряться изобретать велосипед, когда он может заплатить небольшую сумму и получить готовое решение. Главное – уловить, что нужно аудитории, как сделать ее жизнь удобнее, комфортнее, легче.
В процессе создания цифрового продукта найти подходящую идею помогут следующие предпосылки:
-
Обширный кругозор.
-
Получение новых сведений из различных источников.
-
Мониторинг изданий о цифровых технологиях, новом оборудовании, достижениях науки.
-
Профильные площадки для обмена опытом между специалистами из сферы информационных технологий.
-
Изучение смежных дисциплин (психология, поведенческая экономика, управление продуктами, людьми и т. д.).
-
Исследование материалов от ведущих мировых IT-компаний, в первую очередь – занимающихся консалтингом.
Практикующие специалисты выделяют следующие тенденции на рынке цифровых продуктов, которые можно использовать для примера:
-
постоянное расширение и повышение компетенции;
-
мультиплатформенность;
-
геймификация;
-
внедрение роботов и технологий искусственного интеллекта (ИИ);
-
индивидуализация;
-
трансформация парадигмы уникализации бренда;
-
минимизация временного интервала, в течение которого осуществляется связь с клиентом;
-
повышение требований к эффективности дизайна;
-
уменьшение расходов на визуализацию проекта;
-
вытеснение традиционных способов производства новыми технологиями.
Каждая из этих тенденций имеет свое содержание, которое позволяет оценить ее возможности, перспективность цифрового продукта.
Развитие компетенций может проявиться в создании обучающего курса. Мультиплатформенность – не только работоспособность на разных ОС, но и каналы доставки контента пользователю. Геймификация – элемент соревновательности, когда каждый может отметиться достижениями и сделать их общедоступными для остальных. ИИ оказывает помощь при анализе больших данных, создании персональных рекомендаций. Личная связь с клиентом отнимает много времени, плохо масштабируется усилиями авторов ресурса. Заменить ее можно общением самих пользователей, которые за оказываемую помощь получают вознаграждение, например – внутреннюю валюту, которая может быть потрачена на оплату дополнительных опций в рамках ресурса.
Все эти регалии могут иметь значение для репутации пользователя, если его ресурс получит широкую известность. В частности, посетители профессионального веб-ресурса habr.com говорят, что рейтинг, число репостов, подписчиков влияют на принятие решения о приеме на работу. Следовательно, разработка идеи для своего цифрового продукта происходит под влиянием, с одной стороны, интуиции, а с другой – в силу накопления осознанной информации.
Стремление соответствовать тенденциям, использовать чужой положительный опыт могут помочь создать конкурентоспособный бизнес-проект. Об этом рассказывается в исследованиях Шенкара Одеда. Когда идея определена, необходимо провести анализ рынка и своего цифрового продукта, после чего отметить для себя следующие моменты:
-
Выяснить, какова целевая аудитория, потребляющая сходные продукты, и ее численность?
-
Выполнить сегментацию аудитории по ряду признаков:
-
демографические (возраст, пол, семейное положение, наличие детей);
-
социально-экономические: размер заработка, полная или частичная занятость, сфера деятельности;
-
расположение: страна, населенный пункт;
-
психологические: жизненные установки, цели, потребности;
-
поведенческие: принятие решений, паттерны.
-
Определить, какие задачи помогает решить товар, какие потребности он удовлетворяет, есть ли другие продукты на рынке, какие могут быть для этого использованы.
Соответствующие изделия/услуги будут составлять конкуренцию вашему проекту, поэтому необходимо определить его уникальные черты. Они могут присутствовать и у конкурентов, но по отдельности, а ваша уникальность может заключаться в сочетании определенных качеств.
Например, вспомним менеджеры задач и планировщики. Подобных приложений на рынке множество, но каждое из них имеет собственное функциональное наполнение, опции, способность синхронизироваться с облачными сервисами, является кросс-платформным или ориентировано только на мобильные устройства. В результате каждое занимает определённую пользовательскую нишу, оказываясь полезным для одних потребителей и неудобным для других. Например, еще в 2002 году появился JIRA, двумя годами позднее – Basecamp. Более совершенными являются менеджеры Trello и Wunderlict. Во второй половине 2010-х стали доступны To do list & Task, способные синхронизироваться с разными устройствами.
Конкуренты решают одинаковые задачи разными способами и соперничают между собой, предоставляя пользователям собственные полезные функции. Для планировщиков таковыми являются различные чек-листы, группы задач. Все эти приложения также конкурируют с продуктами, противоречащими реализации главной идеи – организации рабочего времени. По этой причине в таких программах неприемлемы виджеты социальных сетей, мини-игр и т. п. Они ориентированы на сходную аудиторию, часть из которой понимает, что не все свободное время расходуется продуктивно, и его необходимо организовать для повышения качества жизни.
Для проверки стратегии проекта перед его реализацией требуется разработать MVP.
Разработка MVP цифрового продукта
Аббревиатура MVP означает «Minimum viable product» (Минимально жизнеспособный продукт). Этот инструмент используется для тестирования критериев проекта, проверки гипотез на практике. Он широко применяется перед выпуском товара на рынок, чтобы оценить его конкурентоспособность и дальнейшие перспективы. MVP всегда позволяет решить по меньшей мере одну пользовательскую задачу.
На вышеприведенном рисунке мы видим, что потребность пользователя состоит в том, чтобы переместиться из точки А в точку Б. В первом примере видно, что эта потребность закрывается разными способами, включая самый первый вариант решения. Суть MVP та же. Продукт может иметь изъяны, требовать доработки, но он должен уже на старте позволять решать базовую задачу. На данном рисунке видно, что итоговая цель – проектирование автомобиля, однако решение этой задачи требует проверки и доведения до ума множества технических решений. Вначале потребителю предоставляется продукт с минимальным функционалом, а затем он расширяется и доводится до того вида, который представлялся вначале
MVP позволяет протестировать продукт на практике при небольших издержках. В формуле этого инструмента одинаково важны как слово «минимальный», так и лексема «жизнеспособный», которые позволяют удовлетворить потребность клиента при ограниченных вложениях в проект.
To do list & Task Анализ и Исследования
При формировании MVP выполняется исследование всех исходных данных аудитории, ее поведения и предпочтений. Нужно получить максимум информации о рынке, продуктах конкурентов, выявить потребности пользователя и найти способы их удовлетворения, проанализировать ключевую идею, которая стала толчком к созданию проекта. Если задачи пользователя уже кем-то решены, то нужно проанализировать использованные при этом инструменты и выяснить, возможно ли решение проблемы по-другому. По завершении этих мероприятий необходимо сформулировать круг задач, которые будет решать продукт. Будет сформирован список основных критериев, которым должен соответствовать MVP.
В результате создатель продукта должен получить представление о том, насколько этот продукт нужен аудитории, способна ли реализация идеи принести пользователю какие-то выгоды, которые он не получает от других предложений.
На разработку MVP нельзя тратить слишком много времени, иначе в процессе те условия, которые брались за основу, могут значительно измениться. Для сокращения временных затрат в Google Ventures был разработан особый инструмент под названием Google Design Sprint.
Google Design Sprint позволяет всего за 5 дней сформулировать и проверить идею конечного продукта, понять перспективы и направление дальнейшей работы, определиться с главной задачей и внести необходимые коррективы.
Планирование, тестирование и разработка
В ходе проектирования цифрового финансового продукта определяются решения, составляющие его базовую модель, минимально необходимые возможности. Ключевым условием получения достоверных данных является тестирование именно на целевой аудитории, которая в дальнейшем будет пользоваться соответствующим продуктом.
По окончании проектирования и тестирования начинается непосредственно разработка продукта.
Читайте также!
Еще раз анализ...
На стадии тестирования базового продукта на целевой аудитории должен быть получен ответ на вопрос, подтверждается ли исходная гипотеза или нет. При положительном результате можно приступать к дальнейшему развитию и продвижению. При отрицательном необходимо оценить причины неудачи, внести изменения в продукт или полностью изменить всю бизнес-модель.
Эволюция и развитие цифрового продукта
Когда проверка MVP пройдена успешно, необходимо наметить основные направления стратегического развития, задать ключевые бизнес-цели, приоритеты пользователя, которые должны быть достигнуты при использовании продукта. Проектирование необходимо осуществлять как на среднюю, так и на долгосрочную перспективу.
После определения стратегических моментов и целей проекта, начинается планирование. Здесь важно сформировать рабочий процесс и методы, которые адаптируются и сочетаются в интересах команды и самого проекта с учетом имеющихся ресурсов. Кроме того, на данном шаге должна быть определена динамика коллективной работы, для чего идеально подходят спринты.
В ходе управления цифровым продуктом для них нужно наметить ключевые задачи, обладающие наибольшим значением для конечного потребителя и способные повысить пользовательскую ценность продукта. Должны быть определены контрольные критерии и сроки, в течение которых требуется их достигнуть в спринтах. По завершении перечисленных действий можно начинать непосредственную работу с ними. До реализации каждого проводится подготовка, которая относится к тем опциям, которые будут осуществлены в текущем спринте.
В ходе подготовки важно изучить рынок, выяснить, как аналогичные задачи были решены в продуктах конкурентов. Полезно будет также обратиться к смежным сегментам рынка. На данные мероприятия нельзя тратить много времени, на выполнение всего спринта у команды есть в распоряжении не более 2–3 недель. Когда этап полностью завершен, начинается проектирование. В ходе этой работы дизайнеры находят способы решения пользовательских задач с помощью элементов интерфейса. Для каждого из них создается прототип, который можно протестировать в ходе практического использования.
Проверка на целевой группе является важным условием успешного решения пользовательских задач. Это позволит получить обратную связь от будущих потребителей продукта, выбрать наиболее подходящие варианты и отказаться от тех, которые не подтвердили эффективность, оперативно внести необходимые изменения в прототип.
Когда план и функционал спринта подготовлены, переходят к разработке и тестированию. Последнее является важнейшим инструментом проверки жизнеспособности продукта, этой процедуре подвергается каждое из разработанных решений. По окончании тестирования можно приступать к выпуску продукта.
В ходе разработки цифрового продукта необходимо соблюдать разумный баланс между скоростью развития проекта и характеристиками товара. Ситуация, когда команде устанавливаются сроки, за которые невозможно обеспечить создание качественного продукта, встречается в бизнесе достаточно часто.
В этой связи в группе разработчиков должен быть человек, который досконально понимает все бизнес-процессы, задачи группы и пользователей. Обычно эту роль выполняет главный дизайнер. Невозможно гарантировать на 100 %, что тот или иной вариант интерфейса сможет полностью решить пользовательские задачи. По завершении каждого спринта требуется ретроспектива – собрание разработчиков, которые сообща оценивают ряд параметров:
-
Какие достоинства продукта выявились в процессе реализации спринта?
-
Какие недостатки обнаружены?
-
Пути улучшении продукта.
Ретроспектива представляет собой оценку завершенного спринта. Она дает возможность улучшить взаимодействие внутри команды, повышая ее продуктивность и приближая ее к полной реализации идеи. Оценивается, как протекает взаимодействие, соответствуют ли действия команды изначально заданным стратегическим параметрам. Должен быть создан такой механизм, при котором завершение каждого следующего спринта даст коллективу возможность прогрессировать, добиваться заранее намеченного результата.
Как и где продавать цифровые продукты
Для создания эффективной системы продаж российских цифровых продуктов необходимо соблюдать ряд условий:
Создайте собственный сайт
На собственном веб-ресурсе можно разместить релиз-анонс готовящегося к выпуску продукта, рассказать аудитории о его преимуществах, разместить сам товар. Предварительно необходимо определить потребности пользователей, которые необходимо удовлетворить. Это даст ценные данные для подготовки интерфейса и наполнения ресурса. Далее нужно интегрировать с сайтом одну из популярных платёжных систем и приступить к тестированию проекта. Отдельно следует проверить, достаточно ли ресурс оптимизирован для поисковых систем.
Оптимальным способом продажи цифровых продуктов является удаленный расчет через платежную систему и моментальная выдача копии продукта покупателю. Это позволяет расширить аудиторию и сократить время, необходимое на контакт с отдельным пользователем.
Если рассматривать продвижение электронных курсов обучения, то для этого широко используются платформы цифровых продуктов вроде GetCourse, Антитренинги, Justclick.
Размещайте свой продукт на маркетплейсах
Сегодня можно найти множество маркетплейсов, которые возьмут на себя заботы по продвижению вашего цифрового продукта. За это придется платить комиссию, зато можно будет полностью сосредоточиться на разработке своего товара, доводя его до совершенства.
Разработайте партнерскую программу
Собственный сайт позволяет разместить информацию о партнёрской программе, с которой могут легко ознакомиться все потенциальные контрагенты. В ходе сотрудничества компании-партнеры сами продают ваш цифровой продукт, получая за это комиссионное вознаграждение в оговорённом размере. Все существенные условия фиксируются в письменном соглашении.
Размещайте ваш цифровой продукт на аукционах
Любые цифровые товары можно реализовывать при помощи eBay или других подобных онлайн-аукционов. Для привлечения интереса к вашей продукции необходимо будет самостоятельно заниматься его продвижением через сайт, блог и др.
Цифровой продукт – это инструмент расширения бизнеса с огромным потенциалом. Также он может составить основу для стартапа с оригинальной бизнес-моделью. Самое главное – изучить потребности пользователей, понять, как можно с помощью такого продукта удовлетворить их, и только после этого приступать к планированию и разработке.