В статье рассказывается:
- Определение и задачи анализа действий пользователя на сайте
- Действия пользователей в зависимости от типа сайта
- Программы для отслеживания действий пользователей на сайте
- Способы улучшения поведения пользователей на сайте
-
Чек-лист: Как добиваться своих целей в переговорах с клиентамиСкачать бесплатно
Действия пользователей на сайте являются отличным индикатором того, насколько ресурс удобен, оптимизирован и пригоден, чтобы выполнять свою основную функцию. При этом необязательно задачей будет продать. В зависимости от типа сайта меняются и целевые действия, которые должны на нем выполнить посетители.
Естественно, что отследить то, как люди ведут себя на веб-странице, можно только при помощи специальных сервисов. В нашей статье мы расскажем о них, а также поговорим о том, какие действия должны выполняться на различных сайтах и как улучшить ресурс, чтобы пользователям было удобней.
Определение и задачи анализа действий пользователя на сайте
Поведение человека при поиске информации и непосредственно на сайте обозначается как поведенческие факторы (ПФ). От них зависит расположение сайта в выдаче поисковых систем.
За счет грамотного подхода улучшение поведенческих факторов позволяет увеличить трафик и переместить портал на более высокое положение в выдаче. Однако переоптимизация, некачественная работа и использование различных приемов без понимания их смысла способны привести к потере трафика и позиции. А значит, берясь за исследование действий пользователя на сайте и продвижение портала, важно действовать рационально и иметь на руках всю необходимую аналитику.
Среди поведенческих факторов принято выделять внешние, внутренние и хостовые. Первые позволяют увидеть, как человек ведет себя на странице поисковой выдачи, внутренние отображают использование самого сайта, а под хостовыми понимают общие факторы.
За счет сведений о действиях пользователя на сайте удается:
-
Увидеть точки входа и выхода с портала – последние считаются наиболее важными.
-
Сформировать общий сценарий поведения посетителя конкретного ресурса.
-
Выявить недочеты, повысить удобство использования сайта на основе позитивного и негативного опыта. Если планируется изменение дизайна, все минусы устраняются в процессе создания нового оформления.
-
Определить причины низкой конверсии, найти способы, позволяющие их нивелировать. С этой целью подготавливают перечень помех и точек отвала, замеченных при совершении посетителем целевых действий.
Все перечисленное позволяет наиболее точно выбрать направление оптимизации сайта и повышения эффективности его работы.
Действия пользователей в зависимости от типа сайта
Действия пользователя на сайте во многом зависят от типа портала, особенностей бизнеса и целей предпринимателя. В любом случае, вам важно подтолкнуть человека, поэтому кнопка «Купить» должна быть на главной странице, если вы хотите что-то продать. Если важно получить первый звонок от клиента, ваш контактный номер телефона должен находиться на видном месте, а не в дальнем подразделе меню.
Принято выделять целевые действия пользователей в соответствии с такими типами сайтов:
-
Сайт-визитка
У большинства частных специалистов, например, психологов, адвокатов, есть подобный сайт. Его задача состоит в том, чтобы представить конкретные услуги и вывести их потенциального потребителя на контакт. Иными словами, здесь отсутствует непосредственная продажа. А значит, целевыми действиями являются звонок, заполнение формы, позволяющей перезвонить/написать клиенту.
-
Промосайт
Речь идет о лендинге, который посвящен конкретному товару, услуге, событию. Обычно порталы подобного формата используются, если нужно раскрутить новинку. Они поддерживают основную рекламную кампанию и собирают контактную информацию о заинтересованных в теме людях.
На других сайтах вы можете предоставить пользователю выбор между разными целевыми действиями: позвонить, написать или оставить заявку. В то время как промо-сайт предполагает только одно действие – тогда меньше шансов, что посетитель отвлечется на что-то постороннее.
Также данный тип порталов выбирают, чтобы собрать контакты потенциальных клиентов. В обмен им предлагают подарок, бонус, то есть лид-магнит, который человек автоматически получит, заполнив предложенную форму.
-
Информационный портал
Любой инфосайт должен увеличивать ядро аудитории, иными словами его цель состоит в том, чтобы случайные читатели становились постоянными. Поэтому при оценке действий пользователя на сайте проверяют время, проведенное на портале, количество просмотренных страниц.
В данном случае основным целевым действием является согласие на рассылку. Повысить конверсию можно, если сообщить посетителю, что именно он получит после подписки.
Еще одним хорошим вариантом для информационного сайта считаются формы подписки на соцсети и мессенджеры, в которых дублируются публикации.
-
Интернет-магазин
Вполне логично, что здесь главное целевое действие – это покупка. Поэтому в карточках товаров обязательно есть привлекательные кнопки «Купить» и «Добавить в корзину». Но нужно понимать, что конверсия на таком сайте зависит от целого ряда факторов, а не только от формы и цвета кнопки.
-
B2B-сайт
Речь идет о корпоративном портале фирмы, осуществляющей свою деятельность в сфере В2В. Здесь самый обширный список целевых действий пользователя на сайте. В В2В-сфере не используются онлайн-заказы, а сайт позволяет узнать больше о компании, ознакомиться с продукцией, ценами на услуги. Детали сделки принято обсуждать по телефону или посредством e-mail, поэтому компаниям необходимо фиксировать обращения через эти каналы и пользоваться статистикой при оценке эффективности продвижения.
B2B-сфера активно использует форму заявки на сайте: посетитель портала заполняет анкету, после чего ему отправляется коммерческое предложение. При этом важно фиксировать как успешно отправленные заявки, так и сам факт открытия формы.
Заявка может быть выполнена в формате пошагового теста, состоящего из основных вопросов.
Человек, скорее всего, согласится заполнить анкету, так как вопросы представлены в игровой форме, в них грамотно использованы интерактивные элементы, например, шкала, слайдеры. А собственник сайта получит подробную заявку и будет представлять себе процент пользователей, выполнивших каждый шаг.
Программы для отслеживания действий пользователей на сайте
Функционал программ для отслеживания действий пользователей на сайте может отличаться формой отчета, стоимостью и удобством интерфейса. Анализ собранных данных позволяет разрбатывать стратегию дальнейшего продвижения.
«Яндекс.Метрика»
Функционал: вебвизор, аналитика форм, карта путей по сайту, карта ссылок, карта кликов, которая также обозначается как тепловая карта, карта скроллинга.
Можно пользоваться бесплатно.
«Яндекс.Метрика» является отличным инструментом для аналитики сайта с расширенным функционалом, за счет чего удается оценивать действия посетителя. Все названные выше функции можно найти в отдельной вкладке «Поведение» в панели управления.
Вебвизор позволяет просматривать запись действий пользователей на сайте в видео-формате вплоть до движений мыши и кликов. Также можно отследить, как человек прокручивал страницу, как пользовался формами, что выделял и копировал.
Аналитика форм содержит в себе два отчета: конверсию формы и поля формы. Первый отражает количество просмотров формы, а также позволяет узнать, сколько раз с ней взаимодействовали, увидеть количество отправленных форм. Второй отчет показывает, сколько времени требуется пользователям на заполнение полей, какие из них остаются пустыми, а какие приводят к тому, что человек просто закрывает вкладку сайта.
В «Карте путей» по сайту содержатся сведения о перемещении посетителей по порталу. За счет функции «Карта ссылок» владелец ресурса получает статистику по числу переходов по каждой отдельной ссылке на сайте и доле переходов по отношению к другим ссылкам.
Тепловая карта демонстрирует те элементы, которые являются наиболее кликабельными. Может показаться, что данная функция напоминает предыдущую, но это не совсем так. «Карта кликов» позволяет понять, какие элементы страницы пользователи воспринимают как кнопки и ссылки для перехода, даже если они таковыми не являются.
Карта скроллинга представляет собой инструмент, который анализирует наиболее просматриваемые области страницы. Также фиксируется время, которое тратится на просмотр разных областей, и сам факт того, что человек долистал страницу до конца.
Crazyegg.com
Функционал: «Карта кликов», «Карта скроллинга», «Карта ссылок», «Конфетти», отчеты по кликам в виде таблицы. Нужно пояснить, что «Конфетти» – это тепловая карта с возможностью сегментирования по разным показателем, например, по поисковым фразам, источникам переходов.
Использование портала стоит 9 $/месяц (оплачивается сразу год) за 10 000 посетителей, 10 страниц. Либо 19 $/месяц при 25 000 посетителях, 20 страницах. 49 $/месяц за 100 000 посетителей, 50 страниц, продвинутые фильтры, тепловые карты для мобильных устройств. Или 99 $/месяц при наличии 250 000 посетителей, 100 страниц, поддержки по телефону.
Также существует демоверсия на 30 дней.
Crazyegg относится к наиболее популярным зарубежным сервисам, позволяющим анализировать действия пользователей на сайте. В отличие от «Яндекс.Метрики», у данного сервиса нет вебвизора, «Карты путей» по сайту, аналитики форм, зато остальные функции отлажены идеально. А функция «Конфетти», о которой говорилось выше, – это не что иное, как более продвинутый вариант тепловой карты.
Clicktale.com
Функционал: вебвизор для пользователей с ПК и мобильных устройств, «Карта кликов», «Карта ссылок», содержащая восемь видов отчетов, аналитика форм, «Карта скроллинга», «Карта движения мышки по странице», анализ «воронки продаж», анализ эффективности страниц сайта, где рассматривается вовлеченность, отказы, длительность просмотров, количество просмотренных страниц. А также пять видов отчетов и оповещения.
Стоимость работы с данным порталом: 99 $/месяц при наличии 20 000 посетителей в месяц. Либо 290 $/месяц за 80 000 человек и 990 $/месяц за 300 000 посетителей в месяц.
Есть один нюанс: на самом сайте не найти цены, их можно узнать, только связавшись с представителями компаниями. Приведенные выше цифры взяты из зарубежного обзора и могут быть устаревшими.
Clicktale считается достаточно мощным инструментом анализа действий пользователей на сайте, предоставляющим немало функций. Если сравнивать его с описанными выше сервисами, у него есть ряд неоспоримых достоинств. Основное из них – наличие восьми видов отчетов по «Карте ссылок». За счет чего владелец сайта может узнать, как часто переходят по ссылкам, а также, например, когда на них просто наводят курсор. Кроме того, в данном сервисе есть инструменты для анализа и оптимизации «воронки продаж», сопоставления страниц портала на основании различных характеристик.
Sessioncam.com
Функционал: вебвизор для десктопных и мобильных пользователей, «Карта кликов», «Карта ссылок», аналитика форм, «Карта скроллинга», «Карта движения мышки по странице», API и интеграция с Google Analytics, CheetahMail, Olark и Campaign Monitor.
Работа с таким сервисом будет бесплатной при наличии 500 записей в месяц либо обойдется в 10 $/месяц за 1 000 записей, 1 сайт, хранение данных в течение 30 дней, 1 аккаунт. Или 30 $/месяц за 10 000 записей, 3 сайта, хранение данных в течение 90 дней, 3 аккаунта. Либо 275 $/месяц при наличии 100 000 записей, 5 сайтов, хранении данных в течение 90 дней, 5 аккаунтов. Также можно использовать индивидуальный тариф, который предполагает неограниченное количество записей, хранение данных в течение 12 месяцев, любое количество аккаунтов и сайтов, API, оповещения, консультации.
Главной функцией этого ресурса является запись взаимодействия каждого посетителя с конкретным сайтом. Кроме того, он позволяет узнать, на какие элементы пользователи нажимают чаще всего, рассмотреть статистику заполнения форм, увидеть движение мышки по странице, пр. Если речь идет о небольшом проекте, то Sessioncam.com будет неплохо работать и на бесплатном тарифе, так как 500 записей в месяц уже позволяют провести анализ действий пользователей на сайте.
Способы улучшения поведения пользователей на сайте
Качество поведенческих метрик зависит от таких характеристик, как:
-
Качество контента, правильная перелинковка. Если на сайте нет материалов, позволяющих закрыть потребности аудитории, то ресурс или бренд не привлечет внимание. Рекомендуется использовать такие блоки: «Вам может быть интересно», «Товары из этой серии» или даже ссылки на другие статьи по теме в блоге. За счет грамотной перелинковки посетитель задерживается на сайте, а значит, растут метрики вовлеченности.
-
Удобство использования и оформление. Человеку должно быть просто воспринимать информацию на страницах, ему важно сразу видеть логику сайта, чтобы совершать нужные действия. Если все сделано грамотно, ресурс сам ведет его к цели.
Поэтому стоит потратить время и средства на услуги специалистов по юзабилити – они проведут качественный аудит, определят проблемные места и дадут варианты выхода из ситуации.
-
Адаптивность. Позаботьтесь, чтобы посетителю было удобно пользоваться вашим сайтом даже при смене устройства, например, при просмотре с экрана мобильного, а не с ПК.
Проблемы в данной сфере влекут за собой высокий уровень отказов, допустим, с мобильных устройств. Всегда используйте резиновую верстку страниц, тогда пользователям будет удобно осуществлять действия на сайте вне зависимости от выбранного гаджета.
-
Скорость загрузки. Мы живем в такое время, когда никто не хочет ждать, поэтому если страницы грузятся очень медленно, вас ждет активный рост показателей отказов и выходов. Это наиболее важно для мобильных устройств, ведь в их случае максимальная продолжительность загрузки сайта составляет 3 секунды. Всегда отслеживайте данный параметр.
Не бойтесь экспериментировать с целевыми действиями пользователей на сайте, при этом отслеживайте изменение показателей. Тогда вы точно будете знать, насколько ваш портал удовлетворяет потребности посетителей и вашей компании.