В нашем блоге очень много разных книг для руководителей о том, как вести бизнес, управлять компанией, персоналом и проектами. Сегодня мы подготовили для вас 12 крутых бизнес-романов. Самые лучшие и культовые произведения, некоторые и которых не раз были экранизированы всемирно известными режиссерами.
«Атлант расправил плечи», Айн Рэнд
Идея романа заключается в том, что мир держится на талантливых одиночках, которых писательница сравнивает с мифическим Атлантом. Если эти люди перестанут заниматься своими обычными делами, мировому порядку, к какому мы все привыкли, настанет конец.
Цитата из книги:
«Он никогда не жалел себя. Когда на заводе возникали какие-нибудь проблемы, его первой заботой было установить, какую он допустил ошибку, – он не искал виновного, он обвинял себя; от себя он требовал совершенства».
Книга является сильным мотиватором в плане саморазвития и целеполагания. По мнению Айн Рэнд, «в жизни важно только одно – насколько хорошо человек делает свое дело». Важны компетенции человека, только так можно «измерить» ценность человека.
Роман достаточно неоднозначный: одни читатели его критикуют, другие – восхищаются подачей и проводимыми аналогиями. Однако стоит прочесть его только ради того, чтобы составить о нем свое собственное мнение. Ведь не смотря ни на что, роман «Атлант расправил плечи» остается одним из самых популярных произведений XX века.
«Нефть», Эптон Синклер
Эптон Синклер – известный американский писатель, чьи произведения вдохновили не одно поколение известных предпринимателей, ученых и политических деятелей.
В основе сюжета книги история одного человека, достижение мечты для которого является единственным, ради чего стоит жить. Арнольд Росс – типичный американский трудоголик с завышенными амбициями, которые, однако, помогли ему стать нефтяным магнатом и сколотить многомиллионное состояние.
Цитата из книги:
«Избегайте нанимать дураков даже на самую простую работу, даже задешево, потому что в конечном итоге выйдет себе дороже».
Книга «Нефть» не только о том, как подняться на вершину, но и о том, как на ней удержаться. А еще в ней много предпринимательской философии о больших деньгах, взаимоотношениях и партнерском уважении.
«Банкир», Лесли Уоллер
Сюжет книги разворачивается вокруг чикагского банкира, который в результате сложных переговоров получает предложение стать первым вице-президентом ведущего Американского банка.
В первую очередь это произведение о деловом мире и больших финансах. Но каждый предприниматель сможет найти в нем много интересного: о способах принятия решений, о привлечении клиентов. Так, например, автор показывает, что хорошие банки и хорошие банкиры выше всего ставят интересы своих клиентов, а не личные интересы. Кроме того в книге раскрывается идея о том, что массовый клиент – есть основа стабильности и процветания.
Цитата из книги:
«Нельзя подходить к бизнесу с этическими нормами. Это просто путает всё дело. Нереально считать один путь правильным, а другой нет. Единственно правильный путь бизнеса – это делать прибыль, не попадая в тюрьму».
Иными словами, «Банкир» рекомендован к прочтению каждому бизнесмену, который заинтересован в получении прибыли и удержанию своих позиций на конкурентном рынке.
«Гений», Хенрик Лангеланн
Главный герой книги – топ-менеджер Кристиан, который разрабатывает безукоризненный и гениальный план по поглощению конкурентов.
Ситуация осложняется тем, что свои гениальные идеи герою придется согласовывать с владельцами компании, чтобы те поверили в их целесообразность и выделили необходимое финансирование.
Роман «Гений» может быть интересен для предпринимателей в первую очередь потому, что в нем описаны способы достижения успеха в сложных условиях: главный герой ограничен во времени, не может изменить стартовые условия и полностью осознает, что второго шанса у него не будет.
Цитата из книги:
«Мы так интенсивно развлекаемся до самой смерти, что думаем, что живем».
И, тем не менее, роман можно считать настольной книгой из серии «Прочти и сделай», некую универсальную инструкцию по поглощению конкурентов: принять решение – составить план – действовать.
«Дамское счастье», Эмиль Золя
История предпринимателя Октава Муре, создавшего в центре Парижа процветающий универмаг женских товаров.
Золя не голословен, он досконально изучил опыт таких магазинов, как «Бон Марше» и «Лувр», что позволяет довольно точно описать работу магазина изнутри. Организация витрин, торговые технологии для привлечения самых взыскательных покупательниц, маркетинговые приемы и схемы кредитования потребителей. Читать обязательно, если ваша целевая аудитория – женщины.
Цитата из книги:
«Он утверждал, что женщина бессильна против рекламы и что ее фатально влечет ко всякому шуму. Впрочем, он расставлял ей и более хитрые ловушки, анализируя ее душу как тонкий психолог. Так, он установил, что женщина не в силах противиться дешевизне и покупает даже то, что ей не нужно, если только убеждена, что это выгодно».
Внутренняя жизнь магазина также не лишена «очарования». Соперничество продавцов, желание выслужиться перед начальником и, конечно же, любовь – все закручивается в плотную сюжетную воронку. Книга будет полезна всем без исключения руководителям.
«Boss», Рэй Иммельман
Это один из лучших бизнес-романов о формировании корпоративной культуры. Автор проводит аналогию между сплоченной командой и племенем.
В каждом племени свои законы, правила и установки. То же касается и коллектива: одинаковые требования к каждому члену команды, конфликты разрешаются исходя из законов и принятых в компании правил, без каких-либо поблажек.
Цитата из книги:
«Здоровый азарт во всем, что они делали, приводил меня в восторг! Это было очень приятное место, хотя вся отрасль их промышленности находилась в плачевном состоянии. Я часто раздумываю о том, что именно отличало их от других компаний. Они – как маяк в сером тумане. Если бы завтра они позвонили и попросили помочь, мы бросились бы помогать просто потому, что работать с ними – одно удовольствие».
Сюжет захватывает, создается ощущение погружения в мир персонажей книги, будто вы сами решаете проблемы и нащупываете правильный путь к выходу из сложных ситуаций. И если вам удастся настроить всех до единого сотрудников на достижение общей цели, бизнес ждет успех, а вы сумеете стать тем самым бесподобным боссом.
«Трилогия желания (Финансист, Титан, Стоик)», Теодор Драйзер
«Трилогия желания» – не просто классика мировой литературы, но и классика предпринимательства в чистом виде. Всего в серии три книги: «Финансист», «Титан» и «Стоик». А в основе романа лежит история жизни реального человека – миллионера Чарлза Йеркса, американского финансиста, который принимал активное участие в разработке системы общественного транспорта в Чикаго и Лондоне.
Драйзер описывает путь своего героя с самого низа на самый верх: Фрэнк Каупервуд из обычного помощника кассира превращается в миллионера. И это классика. Иногда складывается ощущение, что читаешь не роман, а учебник. Но учебник интересный, увлекательный и, в то же время, познавательный.
Все необходимые качества миллионера у Фрэнка есть: прагматичный ум, навыки коммуникации с людьми и желание стать богатым. Остальные полезные навыки он приобретает, руководствуясь своим главным принципом в жизни: «Ловите любой шанс, который вам посылает судьба, только действуйте обдуманно».
Цитата из книги:
«Мои желания – прежде всего» – таков был девиз Каупервуда. Он мог бы смело начертать его на щите, с которым отправлялся на битву за место среди избранников фортуны».
Одно время роман «Финансист» был в списке запрещенных книг, поскольку, по мнению экспертов «столь подробное описание финансовой сферы с ее махинациями, в которых участвуют правительственные чиновники, подрывает устои американского общества». Естественно, это только подогрело интерес публики к данному произведению.
«Классно быть Богом», Тибор Фишер
Книга из серии «никогда так не делай». Чтобы учиться на чужих ошибках, непременно прочтите книгу Тибора Фишера «Классно быть Богом».
Главный герой Тиндейл Корбетт – хронический неудачник, наделенный соответствующими качествами: мировоззрением неудачника, жалостью к себе и желанием «все начинать заново».
Книга читается на одном дыхании, главное – успевайте анализировать все, что движет главным героем и... делайте все наоборот.
Цитата из книги:
«Всякий бизнес – это, прежде всего, интриги и дискредитация конкурирующих компаний. И не важно, что именно ты продаешь, спасение души или корм для собак, твоя главная забота – не сделать дело, а растоптать конкурентов».
«Супермаркет», Сатози Адзути
Книга японского писателя Сатоси Адзути написана на основе личного опыта автора. После окончания юридического факультета он устраивается на работу в торговую корпорацию Сумитомо, после чего ему была поставлена задача вывести среднюю по показателям сеть супермаркетов «Саммит» в лидеры японского ритейла.
Действие романа происходит в 60-е годы. Это истинно японское произведение, с глубоким психологическим смыслом, который помогает раскрыть самую суть ведения бизнеса по-японски: привязанность к работодателю, чувство долга, отношения внутри компании и коммуникация с клиентом, основанная на взаимном уважении.
Цитата из книги:
«Подчиненные никогда не пропустят у начальства ни единого неверного слова или какого-нибудь необычного выражения лица. Это инстинкт людей, не имеющих реальной власти».
Адзути описывает как, благодаря стараниям сплоченной команды, убыточный магазин за короткое время превратился в преуспевающий супермаркет. По словам автора, «розничная торговля – квинтэссенция бизнеса, поскольку нигде так ярко не проявляются отношения “бизнесмен-клиент”».
«Крестный отец», Марио Пьюзо
Роман «Крестный отец» – это сага о жизни семьи дона Корлеоне. Автор всемирно известного романа Марио Пьюзо – американский писатель итальянского происхождения.
Нет смысла пересказывать события книги, ее не читал только ленивый, и тот наверняка видел одноименный фильм, сценарий для которого написал сам Пьюзо.
Глава семьи Вито Корлеоне сумел из нищего иммигранта стать главой одного из самых влиятельных кланов, а если перевести на «предпринимательский» язык – главой мегакорпорации. И все это благодаря трем ключевым навыкам: врожденной способности понимать людей, вплоть до манипулирования ими; умению тщательно планировать и анализировать события, а также непреклонной силе воли и стойкому характеру.
Цитаты из книги:
– «Людям, которых любишь, говорить “Нет” нельзя. Ответ должен прозвучать как “Да”, или чтобы человек сам ответил “Нет”».
– «Нужно стараться делать так, чтобы друзья недооценивали ваши достоинства, а враги преувеличивали ваши недостатки».
– «Разумные люди всегда сумеют найти выход из деловых затруднений».
Несмотря на то, что главный герой – гангстер по своей сути, он, тем не менее, вызывает симпатию у читателей. И все благодаря справедливости, искренности и глубоким знанием самой жизни. «Крестный отец» – это универсальное руководство по психологии взаимоотношений, которое будет полезным каждому руководителю без исключения.
«Волк c Уолл-Стрит», Джордан Белфорт
«Волк с Уолл-стрит» – автобиография, но при этом написана, как роман. Джордан Белфорт одновременно воплощает Американскую Мечту и Трагедию.
Главный герой начинал в качестве биржевого брокера, и к тридцати годам уже стал миллионером. Однако его успех – это хождение по лезвию ножа, и вскоре Белфорт был осужден за мошенничество и отмывание денег. Так что можно рассматривать эту книгу как пособие по ошибкам, которых стоит избегать.
Цитата из книги:
«Я верю в полное погружение. Если ты хочешь быть богатым, ты должен программировать свой разум на богатство. Ты должен избавиться от мыслей, которые привели тебя к бедности, и заменить их новыми мыслями – мыслями о богатстве»
А еще «Волк с Уолл-стрит» дает яркое представление о корпоративных продажах и нестандартных приемах продавцов.
«Я так и знал!», Элияху Голдратт
Элияху Голдратт – основатель компании Goldratt Group, он прославился как автор нескольких бестселлеров в области бизнеса и теории ограничений.
В центре сюжета романа «Я так и знал!» – история сетевого магазина с централизованным снабжением, дела которого идут неважно. А когда после потопа часть подсобных помещений оказывается затоплена, магазин лишается изрядной доли запасов.
Перед главным героем стоит сложная задача: избавиться от излишних запасов и добиться значительного роста объема продаж.
Цитата из книги:
«Возможности приходят и уходят. Если позволить им влиять на стратегию, то в результате стратегия превратится в метания из стороны в сторону. И будь уверена, что компания, которая впала в состояние подобного хаоса, рано или поздно на полной скорости врежется в кирпичную стену».
Дело осложняется еще и тем, что персонал магазина настроен весьма недоброжелательно и не готов принимать никаких изменений. Бизнес-роман гениального автора о борьбе с персоналом, обстоятельствами и предрассудками.
Читать далее: Топ-10 книг по искусству управления от крупнейших бизнесменов