В статье рассказывается:
- Как законодательно регулируются проверки медицинских центров
- Какими могут быть основания для проверки медицинских центров
- Какие органы проводят проверки медицинских центров
- Что нужно знать о проверках медицинских центров Росздравнадзором
- Как проходят проверки медицинских центров Роспотребнадзором
- Что проверяет прокуратура в медицинских центрах
- Какие нарушения выявляют в ходе проверок
-
Чек-лист: Как добиваться своих целей в переговорах с клиентамиСкачать бесплатно
Руководителям медорганизаций проверки медицинских центров никогда не сулят ничего хорошего. Государство в роли так называемых органов госнадзора старается держать медицинские учреждения в напряжении, поскольку предъявляет к ним жесткие и изменчивые требования.
Если они не выполняются, на учреждение налагают большой штраф. Если в этом году ваше предприятие оказалось в списке организаций, куда компетентные органы придут с проверкой, будьте начеку. Не стоит полагать, что контролеры отнесутся к вам лояльно. Также не нужно все пускать на самотек. К проверке лучше заблаговременно подготовиться. Помните, что кроме плановых проверок медорганизаций органы госнадзора проводят и внеплановые.
Как законодательно регулируются проверки медицинских центров
Ниже приведен перечень нормативно-правовых актов, регулирующих проверки медицинских центров представителями контролирующих органов:
-
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»;
-
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
-
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (далее закон № 59-ФЗ);
-
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее закон № 294-ФЗ);
-
Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ»;
-
Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
-
постановления Правительства РФ, утверждающие положения о конкретном органе надзора;
-
иные нормативно-правовые акты.
Основания для проверки медицинских центров
Контролирующие органы всегда составляют ежегодный план проверок. И именно на основании данного документа проводят проверки медицинских центров. Помимо плановых, существуют и внеплановые проверки. Их проводят лишь в том случае, если на это есть соответствующие основания. Так, внеплановую проверку в медучреждении могут провести по следующим причинам (ч. 2 ст. 10 закона «О защите прав»):
-
Истек период выполнения медорганизацией заранее выданного ей предписания устранить выявленные нарушения обязательных требований и (или) требований, которые установили муниципальные правовые акты.
-
В надзорный орган поступило заявление от медучреждения о присвоении правового статуса или спецразрешения (лицензии) или разрешения (согласования) на выполнение юридически значимых действий. Внеплановую проверку медцентра проводят в том случае, если этого требует процедура присвоения правового статуса или выдачи лицензии, разрешения.
-
Представитель надзорного органа желает провести внеплановую проверку, поскольку анализ итогов мероприятий по контролю показал, что они велись без взаимодействия с медорганизациями, рассмотрения и предварительной проверки поступивших в органы контроля обращений и заявлений граждан (включая индивидуальных предпринимателей, юрлиц), сведений от органов госвласти, органов местного самоуправления, из СМИ о следующих фактах:
-
жизни и здоровью граждан потенциально мог быть нанесен вред;
-
жизни и здоровью граждан был нанесен вред;
-
права потребителей оказались нарушены.
-
-
Руководитель надзорного органа издал приказ по поручению президента РФ, Правительства РФ или в соответствии с требованием прокурора о внеплановой проверке в рамках контроля выполнения законодательных актов по материалам и обращениям, которые поступили в прокуратуру.
При этом внеплановые проверки медицинских центров не могут проводиться на следующих основаниях (ч. 3 ст. 10 закона «О защите прав»):
-
по заявлениям и обращениям, из которых неясно, кто именно обратился в надзорный орган;
-
по заявлениям и обращениям, где нет информации о потенциальной угрозе нанесения вреда или нанесении вреда жизни и здоровью граждан, а также о нарушении прав потребителей.
Следует помнить, что выездные проверки медицинских центров надзорные органы проводят на основании далеко не всех обращений граждан. О сведениях, которые должны быть обозначены в обращении, и как их необходимо оформлять, сказано в статье «Проверка медицинской организации по жалобе пациента». Так, предварительную или внеплановую проверку прекратят, если (п. 3.4. ст. 10 закона «О защите прав»):
-
после ее начала установили, что обращение или заявление, на основании которого ее проводят, было подано анонимно;
-
в обращении или заявлении была выявлена заведомо ложная информация.
Какие органы проводят проверки медицинских центров
Надзорные органы — это в том числе органы исполнительной власти, которые контролируют, как медучреждения выполняют свои обязательные требования, описанные в российском законодательстве. В тот или иной медицинский центр можно подать жалобу, и данное учреждение будет проверено.
Жалоба может быть подана в следующие надзорные органы:
-
Росздравнадзор РФ. Этот орган проверяет следующие моменты:
-
Насколько качественно медицинский центр оказывает медицинские услуги, безопасны ли они, в каком порядке учреждение проводит медосмотры и медицинские освидетельствования, соблюдает ли права граждан в сфере охраны здоровья.
-
Соблюдает ли медучреждение порядок оказания медпомощи, работает ли в соответствии со стандартами предоставления медицинских услуг.
-
Обеспечивает ли организация граждан медикаментами по льготным основаниям, контролирует ли качество этих лекарственных средств.
-
Соблюдает ли медучреждение правила обращения с медицинскими изделиями.
-
Соблюдает ли лицензионные требования при оказании медицинских услуг и т. д.
-
-
Роспотребнадзор РФ. Орган контролирует:
-
Соблюдает ли медцентр права потребителей, требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия граждан.
-
Соблюдает ли правила оказания платных медуслуг и т. д.
-
-
Роструд РФ проверяет, в каком порядке устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая на производстве или заболевания, полученного в результате ведения профессиональной деятельности, и т. д.
Источник: shutterstock.com
-
Департамент здравоохранения, Минздрав и иные органы исполнительной власти РФ в сфере здравоохранения:
-
проверяют, соблюдаются ли медицинские лицензионные требования при ведении медицинской деятельности, а также деятельности по обороту НС и ПВ;
-
проверяют, соблюдаются ли права граждан в сфере здравоохранения и связанные с этим права, предоставленные им государством РФ, а также защищают эти права;
-
оказывают медпомощь и обеспечивают медикаментами население субъекта РФ;
-
следят за тем, как реализуются городские программы медпомощи, как поддерживается гарантированный уровень бесплатной медпомощи, и пр.
-
-
ТФОМС:
-
следит за тем, соблюдаются ли права застрахованных, то есть граждан, у которых есть полис ОМС, в сфере обязательного медстрахования;
-
обеспечивает гарантии бесплатного предоставления застрахованным медпомощи в рамках территориальной программы обязательного медстрахования и базовой программы обязательного медстрахования;
-
создает условия, чтобы медпомощь, предусмотренная программами обязательного медстрахования, была доступной и качественной.
-
-
Прокуратура РФ контролирует, соблюдают ли все физические и юридические лица законы и нормативно-правовые акты, принятые в России.
-
Роскомнадзор, ФСТЭК, МВД.
-
Все они обеспечивают защиту персональных данных граждан.
-
Роскомнадзор следит за тем, чтобы права субъектов, касающиеся соблюдения конфиденциальности, были соблюдены.
-
ФСТЭК обеспечивает техническую защиту информации с ограниченным доступом (персональных сведений).
-
МВД контролирует соблюдение прав граждан.
-
«Зубы за 1 день»
Что нужно знать о проверках медицинских центров Росздравнадзором
В рамках проверки медицинских центров сотрудники органов контроля могут проводить следующие мероприятия:
-
Запрашивать и получать информацию о предмете проверки.
-
Изучать документы, относящиеся к данной медицинской организации.
-
Оценивать, соблюдаются ли законодательные требования по части экспертиз.
-
Оценивать, в полной ли мере исполняются правила внесения записей в медкнижки.
-
Заходить на территорию медицинского центра.
-
Снимать копии с документации.
-
Принимать меры по ограничению деятельности и профилактике правонарушений.
У сотрудников Росздравнадзора, помимо прав, есть и обязанности.
В частности, они должны:
-
вовремя принимать меры, направленные на предупреждение правонарушений;
-
соблюдать законы РФ;
-
соблюдать интересы юридических лиц;
-
выполнять проверку — при наличии приказа руководителя контролирующего органа;
-
предъявлять служебные удостоверения в рамках мероприятия;
-
не чинить препятствия для пребывания руководителя медорганизации на месте проверки;
-
предоставлять всю информацию и документацию по проверке руководству медицинского центра;
-
сообщать сотрудникам медучреждения о результатах проверки;
-
обосновывать свои действия в случае обжалования решения органа контроля медучреждением;
-
ставить в специальном журнале отметку о том, что проверка состоялась.
О правах и обязанностей сотрудников Росздравнадзора сказано в нормативных актах. Их права при этом ограничены. В случае превышения должностных полномочий в рамках проверки руководство медорганизации вправе подать жалобу в органы правоохранения.
Росздравнадзор проводит проверки в следующих организациях:
-
аптеках;
-
учреждениях здравоохранения;
-
субъектах оптовой торговли лекарственными средствами;
-
иных учреждениях и ИП в области здравоохранения.
Таким образом, Росздравнадзор проверяет все организации, так или иначе относящиеся к сфере здравоохранения.
Направленность проверок зависит от того, на чем именно специализируется медицинский центр. Например:
-
Выдача лицензий на ведение меддеятельности.
-
Исполнение субъектами принятых медицинских стандартов.
-
Оценка выполнения правил медосмотров пациентов, освидетельствований и экспертных мероприятий.
-
Оценка безопасности условий труда сотрудников.
-
Безопасность при использовании медоборудования.
-
Реализация ограничений при ведении медицинской деятельности.
-
Следование правилам локального и ведомственного контроля.
Проверки медицинских центров бывают общими, комплексными. В ходе них анализируют все направления деятельности организации.
Вот какие параметры проверяет Росздравнадзор:
-
Доступна ли информация о медуслугах. Чаще всего органы контроля в рамках проверки медицинских центров смотрят, как данное учреждение исполняет федеральный закон «О защите прав потребителей». При наличии локальной документации в медучреждении она должна находиться на видном месте. В случае оказания компанией платных услуг сведения о врачах также должны быть общедоступными. Еще медицинская организация должна располагать письменными согласиями пациентов на лечение.
-
Есть ли у организации лицензия на медицинскую деятельность и санитарно-эпидемиологическое заключение. Между сведениями в этих документах не должно быть расхождений.
-
Какое образование у медработников учреждения. Прежде всего контролирующий орган проверяет образование у главврача. В соответствии с общепринятыми нормами его стаж работы должен составлять не менее 5 лет. Кроме того, лицо должно пройти обучение по направлению «Организация здравоохранения». Медработники, имеющие среднее образование, должны обладать сертификатом специалиста. Помимо этого, Росздравнадзор проверяет, есть ли у специалиста следующая документация: должностная инструкция, правильно оформленный трудовой договор, диплом о профильном образовании, сертификат медицинского специалиста.
-
Исполняются ли принятые медицинские стандарты. Чтобы проверить их, изучают основные документы, отраженную в них информацию и правильность ведения учета.
Помимо этого, контролирующий орган может проверить:
-
располагает ли медицинский центр учредительными документами;
-
есть ли приказ о назначении главного врача;
-
соблюдаются ли санитарно-эпидемиологические нормы;
-
есть ли документы об аренде здания медицинского учреждения или о праве собственности на него;
-
есть ли договоры со сторонними организациями на техническое обслуживание или ремонт;
-
есть ли все необходимые сертификаты;
-
с должных ли условиях хранятся медикаменты;
-
соблюдаются ли правила учета медикаментов.
Росздравнадзор на свое усмотрение может проверять и иные аспекты.
Так, орган контроля может изъявить желание ознакомиться со следующей документацией:
-
Уставом юридического лица.
-
Приказом о назначении управляющего, трудовым договором.
-
Действующим штатным расписанием.
-
Медицинскими документами, касающимися пациентов (например, с договором на платное медобслуживание).
-
Документами, подтверждающими образование медперсонала.
-
Трудовыми договорами с работниками.
-
Документами, которые подтверждают ведение внутреннего контроля качества.
-
Журналом учета показаний температуры и уровня влажности.
-
Документами, которые подтверждают факт изучения обращений пациентов.
-
Оборотной ведомостью по ОС.
-
Приказами о проведении мероприятий по модернизации.
-
Перечнем государственных контрактов на ремонтные работы.
-
Предлагающимися соглашениями к ТД.
-
Формулярами на оборудование.
Подробная информация о проверке отражена в едином реестре проверок, где также можно узнать, на какое число назначено данное мероприятие.
Плановые проверки медицинских центров проводятся с периодичностью раз в три года на следующих основаниях:
-
Истекает срок исполнения предписания о ликвидации ранее выявленного нарушения.
-
На медучреждение поступили жалобы.
-
Руководитель проверяющего органа издал приказ в соответствии с поручением президента РФ.
Как уже было отмечено, на основании анонимных заявлений проверки медицинских центров не проводятся.
Внеплановую проверку проводят после того, как согласовывают это с прокуратурой. Проверки медицинских центров в этом случае проводятся, если:
-
существует угроза нанесения вреда;
-
выявлены нарушения законодательных требований;
-
установлены иные нарушения, требующие оперативного реагирования.
Компанию предупреждают о планируемом мероприятии за сутки. Благодаря заблаговременному предупреждению у нее появляется время подготовиться к проверке. В течение отведенного периода учреждение может устранить все недочеты в рамках внутренней проверки, собрать необходимую документацию и удостовериться в том, что располагает всеми нужными бумагами.
Если по итогам проверки будут выявлены нарушения, представители органа контроля примут соответствующие меры:
-
Выдадут организации предписание с требованием устранить выявленные нарушения.
-
Проконтролируют выполнение требования.
-
Привлекут лиц, допустивших нарушение, к ответственности.
-
При наличии признаков административного нарушения будет оформлен соответствующий протокол.
-
В случае необходимости по итогам мероприятия документы передадут в прокуратуру.
Все предписания фиксируют на официальном сайте Росздравнадзора, где с ними может ознакомиться любой желающий.
Как проходят проверки медицинских центров Роспотребнадзором
Цель проверки медицинских центров — выявить нарушения. Роспотребнадзор может проводить их как в плановом порядке, так и незапланированно, если в адрес учреждения поступают жалобы.
План проверок формируют заранее и размещают его на официальном сайте органа контроля. Подобные мероприятия проводят, чтобы установить, насколько качественно учреждение оказывает услуги и соблюдает ли оно законодательные требования.
О внеплановых проверках медучреждение не предупреждают, а основанием для их проведения становится жалоба пациента (потребителя услуг). Также жалобу вправе подать органы госвласти, сотрудники органов самоуправления, у которых есть основания утверждать, что медицинский центр оказывает некачественные услуги и не соблюдает законодательные требования. В рамках внеплановой проверки контролеры фиксируют процесс работы на том уровне, на котором он проводится обычно. Что касается планового визита, к нему всегда можно подготовиться, чтобы избежать проблем и штрафов со стороны органов контроля.
Обычно в рамках плановой проверки Роспотребнадзор изучает документы, регламентирующие деятельность данной медицинской организации, ее рабочий процесс.
Прежде всего, следует установить, есть ли у учреждения в наличии следующие документы и в каком они состоянии:
-
лицензия на оказываемые услуги (в медицинской, фармацевтической отрасли и так далее);
-
свидетельства ОГРН и ИНН, код ОКВЭД, номер расчетного счета;
-
устав юрлица;
-
документация на занимаемое помещение (свидетельство на право собственности, договор на аренду и прочие бумаги);
-
планы занимаемых помещений (включая поэтажные). Если в учреждении несколько корпусов, то необходим план на каждый из них;
-
штатное расписание на текущий год, в котором должны быть указаны совместители, вольнонаемные рабочие, вакансии и так далее;
-
приказ о назначении на должность, трудовое соглашение руководства предприятия и прочая документация.
Именно на основании вышеперечисленных документов медицинский центр может оказывать услуги населению.
Для того чтобы показать контролерам, в каком порядке предоставляются услуги и как соблюдаются санитарные нормы, у медицинского центра в наличии должны быть следующие документы:
-
Актуальные санитарно-эпидемиологические заключения. Если нужно, исследования будут проведены в ходе проверки с последующим составлением заключений.
-
Паспорт вентиляционных систем (обеспечение притока и оттока воздуха), технический отчет об их функционировании, журнал дезинфекции и очистки, договор на проведение работ по очистке, соглашение на техобслуживание и прочее.
-
Программы производственного контроля: договоры на проведение всех необходимых процедур с подрядчиком, у которого есть соответствующая лицензия, приказ о назначении ответственного лица, протоколы выполняемых исследований и прочее.
-
Программы утилизации отходов.
-
Заключения об итогах медосмотра работников медицинских центров, санкнижки.
-
Инструкции по обработке медицинских изделий, соглашения на их обслуживание и стирку медицинской одежды.
-
Список применяемого оборудования, договоры на техобслуживание.
Также представители контролирующих органов просмотрят следующие журналы (есть ли они в принципе и как ведутся):
-
контроля концентрации дезинфицирующих средств;
-
расчета расхода дезинфицирующих средств;
-
контроля качества дезинфекции и стерилизации медицинских изделий и работы стерилизаторов;
-
регистрации и контроля функционирования бактерицидной установки;
-
генеральных уборок;
-
учета инфекционных заболеваний.
Также в рамках проверки медицинского центра контролеры оценят, сколько в наличии есть средств дезинфекции, а также какие мероприятия будут проводиться в случае обнаружения ООИ. При необходимости проверят и документы на пациентов.
Итоги проверки оформляют актом, копия которого хранится в медучреждении.
Нюансы проверки медицинских центров прокуратурой
Прокуратура проводит проверки в медицинских центрах со своими специфическими особенностями, и такие мероприятия отличаются от проверок, которые выполняют органы контроля. Их регулирует ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — закон № 294-ФЗ). Остановимся на этих особенностях подробнее:
-
Инициатива проведения проверки не оформляется в процессуальном порядке. То есть если закон № 294-ФЗ гласит, что перед любой проверкой выпускается распоряжение, о содержании которого сказано в законодательстве, то в законе о прокуратуре такой документации не предусмотрено. Сотрудники прокуратуры могут прийти в медучреждение без какого-либо предупреждения.
-
Проводя проверку, сотрудники прокуратуры не ограничены определением «предмет проверки». На основании ст. 21 закона о прокуратуре предмет надзорной деятельности в целом — выполнение законодательных актов и соблюдение прав и свобод человека. Предмет надзора довольно обширен, и, если есть желание, можно найти любой повод для проверки того, как соблюдаются законы или права гражданина.
-
В ФЗ ничего не сказано о планах проведения проверок органами прокуратуры. В ст. 21 закона о прокуратуре обозначено, что основанием для проверки медицинских центров могут быть сведения о фактах нарушения законодательных требований, на основании которых прокурор должен принять меры. Источники этих сведений могут быть любыми, включая СМИ.
-
По итогам проверки акт не составляют.
-
В законе РФ не сказано, в течение какого времени должна осуществляться проверка. Таким образом, понятие «срок проведения проверки» отсутствует.
Может сформироваться поверхностное мнение, что в отношениях с органами прокуратуры у всех остальных субъектов нет каких-либо прав. Это не так. Остановимся на правовых инструментах, которые можно использовать или, во всяком случае, учитывать во взаимодействии с прокуратурой в целях защиты прав и законных интересов медицинского учреждения.
Встает логичный вопрос: как определить границы компетенции проверяющего? К примеру, прокуратуры районов и областей обычно ведут так называемый общий надзор за тем, как исполняются законы, соблюдаются права человека. С самого начала управления генпрокуратуры в федеральных округах формировались для противостояния сепаратизму субъектов Федерации на местах. Они наделены своими собственными полномочиями, указанными в положении.
Разные транспортные прокуратуры связаны с видами транспортных средств или территориями (акваториями). Следовательно, компетенция их сотрудников ограничена задачами этих органов.
Кроме того, каждая районная и областная прокуратура располагает приказом о распределении полномочий. Если вопрос вдруг будет рассматриваться в суде, то именно на основании данного документа удастся установить, действовал ли определенный прокурор в границах своей ответственности или же превысил полномочия.
Чтобы удостовериться, что проверка медицинского центра проводится на законных основаниях, вы вправе потребовать у работников прокуратуры служебное удостоверение. На основании ст. 41.1 закона о прокуратуре данный документ удостоверяет личность сотрудника прокуратуры, включая в себя сведения о должности и классе. Также, чтобы удостовериться в законности проверки медицинского центра, вы можете позвонить в соответствующее отделение прокуратуры и выяснить, законно ли данное мероприятие и на каком основании к вам пришли контролеры.
Нередко в распоряжениях о проверке, поступающих в медицинские центры, предмет данного мероприятия обозначен весьма расплывчато, к примеру: «предоставить документы о медработниках, связанных с поликлиникой трудовыми отношениями».
Здесь нужно соблюдать два правила:
-
В первую очередь следует составить официальный уточняющий запрос. Он может быть примерно таким: «Для своевременного предоставления запрошенной информации в полном объеме и соблюдения врачебной, коммерческой тайны и персональных данных просим уточнить, какую именно документацию, касающуюся медицинского персонала, следует предоставить и что является предметом проводимой проверки».
-
Кроме того, на предоставление документов уйдет время. Суды отмечают, что документация должна предоставляться в «разумные сроки», в частности в течение 3–5 дней. Чтобы не усугублять ситуацию, на запрос лучше сразу же дать официальный ответ в письменном виде, обозначив, что к моменту составления запроса у вас будет возможность выдать лишь определенное количество документов. Оставшиеся бумаги вы предоставите в течение 3–5 дней, так как потребуется сделать их копии, сделать прошивку, пронумеровать, заверить, составить описи в соответствии с нормами делопроизводства.
При выявлении нарушений в рамках проверки, если вы понимаете, что, к примеру, дело об административном правонарушении будет рассматривать арбитраж, к нему нужно будет подготовиться. Рекомендуем изучить материалы проверки — запрос на их получение можно сделать в прокуратуру (например, своими глазами увидеть жалобу пациента, на основании которой проводится проверка).
Проверки медицинских центров и ответственность за нарушения
Если медицинский центр нарушил права пациента, о чем стало известно в рамках выполненной внеплановой проверки, надзорный орган вправе привлечь медучреждение к ответственности по Кодексу РФ об административных правонарушениях. Вот за какие недосмотры медучреждение должно отвечать по закону:
-
Нарушение законодательства РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан (ст. 6.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
-
Неисполнение обязанностей по информированию граждан о получении медпомощи в рамках программы госгарантий бесплатного предоставления гражданам медпомощи и территориальных программ госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст. 6.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
-
Неисполнение законодательных требований в области охраны здоровья и получении информированного добровольного согласия (ст. 6.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
-
Нарушение сроков (в том числе если есть медицинские и социальные показания, а также с учетом сроков с момента обращения женщины в медучреждение для аборта), которые установлены законом РФ в области охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности (6.32 Кодекса РФ об административных нарушениях).
-
Разглашение сведений, доступ к которым ограничен (ст. 13.14 Кодекса РФ об административных нарушениях).
-
Неисполнение законного предписания в установленное время (это может быть постановление, представление, решение) органа должностного лица, проводящего госнадзор (контроль), муниципальный контроль (ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
-
Ведение предпринимательства без госрегистрации или спецразрешения (лицензии) или же с нарушением лицензионных требований (ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
-
Обман потребителей (ст. 14.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
-
Нарушение других прав потребителей (ст. 14 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
-
Прочие.