×
Что такое выученная беспомощность в бизнесе
Вернуться к Блогу
7215

Время чтения: 16 минут

Нет времени читать?
Отправить материалы на почту

Что такое выученная беспомощность в бизнесе

Около 50 лет назад американский психолог Мартин Селигман предложил совершенно новый взгляд на понятие свободы воли. Он опроверг убеждение, что человек с крепкой волей абсолютно бесстрашен перед врагом. Это утверждение, с которым мы могли бы без раздумий согласиться, лежит на поверхности, и в нём не учитывается возможность тонкого влияния на психику.

Селигман доказал, что и сильный человек будет бояться гораздо более слабого противника, если у него специально выработали эту привычку. Так появилось совершенно новое понятие – выученная беспомощность.

Эксперимент Мартина Селигмана «выученная беспомощность»

Выученная беспомощность

Автором теории выученной беспомощности является Мартин Селигман. Теория была сформулирована в 60-х годах, когда психолог провёл ряд экспериментов, основанных на классических принципах обусловленности Ивана Павлова.

Для эксперимента две группы собак распределили по двум комнатам. Каждая собака находилась в закрытом боксе, к полу которого был подведён ток. Но у животных из первой комнаты была возможность выйти наружу, найдя на полу некую кнопку, которая открывает дверь.

Эти же собаки могли открыть двери и во второй комнате, в то время как от действий собак второй группы ничего не зависело. Была также третья, контрольная группа, которую содержали в комнате без тока в полу.

Затем специалистам нужно было выяснить, как произошедшее повлияло на психику животных. Всех собак они поместили в одну комнату, по полу которой также шёл ток. Выбраться из неё было просто: необходимо было лишь перепрыгнуть небольшую перегородку.

Подопытные из первой комнаты покидали опасное пространство довольно быстро, так же, как и собаки из контрольной группы. Животные второй группы вели себя совсем иначе: они метались по комнате, скулили или просто лежали на полу, хотя чувствовали при этом боль. Никаких попыток выбраться они не предпринимали.

Учёные сделали вывод, что психическое состояние собак первой и третьей группы не изменилось, а у остальных выработался рефлекс. В ходе первой части эксперимента они привыкли к тому, что ничего не могут сделать, чтобы облегчить состояние. И это чувство беспомощности закрепилось настолько, что даже при наличии возможности покинуть комнату с током они оставались внутри.

Полученные выводы шокировали всё научное сообщество, потому что они противоречили существовавшим на тот момент представлениям о мотивации. Необходимо было проверить, может ли выученная беспомощность аналогичным образом влиять на человеческое поведение.

Для нового эксперимента постояльцев дома престарелых разделили на две группы: представители первой сами принимали решение о том, что они будут есть, чем заниматься, как будет выглядеть их комната и т. д. Вторая группа всегда получала конкретные указания по каждому из этих вопросов.

Буквально через две недели наблюдатели отметили, что те пенсионеры, которые имели большую свободу воли, чувствуют себя намного лучше: как морально, так и физически. И даже когда эксперимент закончился, ещё долгое время по поведению каждого постояльца можно было легко понять, в какой из групп он находился.

Так было обнаружено, что выученная беспомощность бывает и у людей: если какое-то время человек находится в условиях, где от него ничего не зависит, он привыкает к этому и пассивно ведёт себя в дальнейшем.

Так что же такое выученная беспомощность

В психологии выученная беспомощность – это беспомощность человека, которая проявляется не в конкретной ситуации, а постоянно.

Ей сопутствуют следующие установки:

  • это может сделать кто-то другой, но не я;

  • я могу быть успешен благодаря другим, но не сам по себе.

То есть, если у человека что-то не получается, он объясняет это собственными недостатками, например, слабой волей или глупостью. А если что-то удалось, причину этого он видит только в помощи окружающих или в банальной удаче.

При этом нельзя сказать, что такое отношение человек проявляет лишь тогда, когда сталкивается с серьёзными сложностями. Хотя причиной возникновения выученной беспомощности становится конкретная ситуация в прошлом, в дальнейшем эта установка реализуется в любых обстоятельствах.

Личность утрачивает силу воли и способность самостоятельно находить решение задачи, даже если она объективно поддаётся решению.

Симптомами выученной беспомощности у животных можно назвать моторную заторможенность, снижение биологической мотивации, ухудшение способности к обучению. Также речь может идти и о психосоматических состояниях, связанных с выпадением шерсти, повышением артериального давления, возникновением язв пищеварительных органов, общим снижением иммунитета.

Что касается людей, у них основным проявлением выученной беспомощности являются такие эмоциональные состояния, как депрессия и повышенная тревожность. На фоне этих состояний легко развивается целый ряд психосоматических нарушений.

Как проявляется синдром выученной беспомощности

Продолжим говорить о теории выученной беспомощности. Человек, страдающий этим синдромом, постоянно твердит: «Я ничего не могу с этим поделать, от меня здесь ничего не зависит». Пассивность и безынициативность – качества, которые демонстрируют такие люди независимо от обстоятельств, в которых находятся.

Примером выученной беспомощности на предприятии может служить утверждение, что из-за экономического кризиса в стране фирма не может развиваться.

Сотрудник, чувствующий себя беспомощным, будет повсюду искать причины, почему он не добивается успеха. Он будет сваливать всё на устоявшиеся принципы работы компании, на некомпетентность руководства, негатив со стороны коллег и т. д.

Вместо того, чтобы работать над своими ошибками, такой работник может начать оправдываться и демонстрировать своё раскаяние. Ему куда проще признаться в своих ошибках, даже в тех, которые он не совершал, чем направить свою энергию на конкретные действия.

Будучи отличным специалистом, человек с синдромом выученной беспомощности не реализует свой потенциал. Он не способен взять на себя ответственность, он не заинтересован в исправлении своих ошибок, не ориентирован на высокие результаты. В любом случае он является обузой для фирмы, причиной финансовых потерь или недостаточного роста.

Более того, один пассивный человек отрицательно влияет на весь коллектив. Такой сотрудник быстро погасит пыл даже самого активного специалиста вечным вопросом: «Тебе что, больше всех надо?».

Примеры выражений сотрудников с синдромом выученной беспомощности

Выученную беспомощность можно «диагностировать» по нескольким словам-маркерам, которые использует сотрудник. Среди них:

  • «не могу» (попросить совета, возразить, изменить свои привычки, наладить отношения с коллегой и т. д.);

  • «не хочу» (решать сложные задачи, менять свой распорядок дня, разбираться с назревающим конфликтом и т. д.). В данном случае речь идёт о переходе осознания невозможности что-либо сделать в нежелание браться за это вообще. Такая фраза выставляет человека в негативном свете, и он чувствует себя неудачником;

  • «всегда» (в отношении негативных качеств, таких как непунктуальность или невнимательность). Здесь имеется в виду «я всегда таким был и ничего менять не собираюсь»;

  • «никогда» (в отношении действий, которые требуются от сотрудника: командной работы, соблюдения дедлайнов, решения сложных проблем);

  • «все бесполезно» (нет смысла тратить на это время, многие уже пытались сделать что-то подобное и никому не удавалось);

  • «в нашей семье все такие» (утверждение предопределённости своих склонностей, недостатков и даже судьбы).

Подобные выражения говорят о том, что у человека было мало положительного опыта. Жизненные ситуации научили его не верить в собственные силы, он боится повторения былых неудач и поэтому всегда заранее делает отрицательный прогноз.

Выученная беспомощность у руководителя

В бизнесе выученная беспомощность часто способствует выстраиванию определённых отношений между руководителем и подчинёнными.

Выученная беспомощность

Выше вы видите так называемый треугольник Карпмана. Эта схема говорит о том, что каждый человек склонен приписывать себе одну из трёх ролей: спасателя, преследователя или жертвы. При этом, начав с одной из них, мы переходим к другой, пока не вернёмся к изначальной точке.

Кейс: VT-metall
Узнай как мы снизили стоимость привлечения заявки в 13 раз для металлообрабатывающей компании в Москве
Узнать как

Примерно так женщина считает себя спасительницей, отбирая бутылку у мужа-алкоголика. Затем в какой-то момент она становится карателем со скалкой в руках, а в конце концов ощущает себя жертвой его зависимости.

В такой же «порочный треугольник» попадает руководитель, всеми силами старающийся добиться процветания своей компании. То он пытается максимум работы взвалить на себя, как спаситель, то срывается на подчинённых, которые, по его мнению, недостаточно хорошо работают, как преследователь.

И, конечно, порой он чувствует себя главной жертвой всеобщей глупости и инфантильности.

Как исправить эту ситуацию? Прежде всего, не нужно пытаться всё тянуть на себе. Жена алкоголика должна понимать, что, если её супруг не захочет бросить пить, то она ничем не сможет ему помочь. А руководитель должен понимать, что не существует способа заставить эффективно работать кого-то, кто сам в этом не заинтересован.

Эта мысль кажется вполне очевидной, но почему-то многие менеджеры всё также изо дня в день выполняют роль спасителя. Для них спасать кого-то – привычное и приятное занятие.

А объясняется это, скорее всего, тем, как формировалась личность самого руководителя. Вряд ли человек сразу стал директором: скорее всего, он довольно долго работал в среднем звене и стремился брать на себя больше обязанностей, чтобы подняться по карьерной лестнице.

Корни такого поведения иногда тянутся из детства, например, активными руководителями становятся люди, на которых родители возлагали большие надежды. Это могут быть потомки известной семьи, которые всегда знали, что не должны опозорить честь семьи. Эти обстоятельства подталкивают человека вести себя активнее и выделяться, чтобы достигнуть успеха.

Психика такого руководителя год за годом воспроизводит одну и ту же схему: чтобы быть успешным, нужно больше работать. У него отсутствует очень важный навык – способность делегировать обязанности, правильно распределяя их между сотрудниками, и увеличивать тем самым общую эффективность работы коллектива.

Менеджерам необходимо сознательно вырабатывать правильную позицию по данному вопросу сначала у себя, а уж потом у своих подчинённых.

Грозит ли вам выученная беспомощность: тест

Для начала простой вопрос: Кто в доме хозяин? ВЫ или мыши?

Человек, который отвечает, что хозяин в доме он, подразумевает, что он не позволит каким-то грызунам портить его имущество. Проблема лишь в том, что мыши не послушаются, если вы просто прикажете им уйти. Конечно, есть возможность отравить их или поймать с помощью мышеловки, но это не гарантирует, что больше грызунов в вашем доме не будет.

Идеальный вариант – завести дома кошку.

Тогда возникает следующий вопрос: Кто в Вашем доме хозяин: ВЫ или кошка?

Вы?

Но как это возможно, если без кошки вся ваша мебель была бы испорчена мышами?

Если ваш ответ «мыши», тогда вам есть смысл читать дальше. Ведь очевидно, что мыши не могут жить в доме, если там не живут люди. Но вряд ли мыши чувствуют власть этих людей над собой.

Причины выученной беспомощности

Феномен выученной беспомощности тесно связан с негативным жизненным опытом. Беспомощно ведут себя в работе и в личной жизни те люди, которые однажды оказались в стрессовой ситуации, где от них действительно ничего не зависело.

Например, человек потерял большие деньги из-за экономического кризиса в стране, оказался в зоне стихийного бедствия или теракта. Вспоминая произошедшее, он снова и снова повторяет себе, что в этой жизни мы ничто не можем изменить по своему желанию.  

Ещё одна причина выученной беспомощности – вырабатываемый годами менталитет жителей конкретной страны. При тоталитарном режиме, когда люди многие вопросы в своей жизни не могут решать самостоятельно, совсем не удивительно, что они становятся безразличными и безынициативными.

Но в большинстве случаев состояние беспомощности формируется после череды обычных жизненных неудач. Пожалуй, каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с проблемами, которые он не может решить. В таких обстоятельствах человек неизбежно устаёт и в один момент может просто опустить руки.

Получайте клиентов с сайта каждый месяц
В гарантированном объеме
Подробнее

Здесь от личности требуется настоящая сила воли: взять себя в руки и действовать – значит рано или поздно переломить ситуацию в свою сторону; думать только о плохом и бояться сделать ещё один шаг – значит навсегда застрять в состоянии страха и бездействия.

Кстати, согласно психологическим исследованиям, выученной беспомощностью чаще страдают женщины, чем мужчины. Скорее всего, это связано с особенностями воспитания, ведь девочкам с детства внушают, что они должны быть спокойными и «вести себя прилично», в то время как у мальчиков поощряют активность.

К тому же слабому полу свойственно долго раздумывать над проблемами и негативными моментами жизни. Этот процесс, в психологии называемый руминацией, постепенно делает человека менее деятельными и инициативным.

Допустим, в стране сложилась сложная экономическая ситуация, и в компании сильно снизился уровень продаж. Чтобы не разориться, руководство лишает сотрудников оклада, оставляя им только бонусную часть зарплаты.

Многих сотрудников эта новость повергнет в настоящий шок. Вскоре они просто уволятся, поскольку не видят смысла работать в таких условиях. Другие же вскоре перестанут переживать и решат хотя бы попробовать добиться достойного заработка с помощью своих профессиональных навыков.

И хотя расстройство первой группы сотрудников можно понять, их действия не пойдут на пользу ни им, ни самой фирме. А вот работники второй группы вполне смогут работать эффективно.

Автор теории выученной беспомощности Мартин Селигман провёл ещё один любопытный эксперимент. Он собрал группу студентов, каждый из которых должен был нажимать на кнопку, чтобы выключить громкий звук.

При этом не каждое нажатие приводило к выключению записи: порой нужно было нажать на кнопку десятки раз. Однако некоторые студенты сдавались уже после нескольких попыток, другие же упорно жали на кнопку, пока звук не прекратится.

Такая разница в поведении людей заинтересовала учёных. Они стали задаваться вопросом, почему же для некоторых неудачи столь значительны, что способны привести к длительной депрессии, в то время как другие могут спокойно о них забыть.

Считается, что тот или иной тип поведения выбирается в зависимости от типа мышления и человека и от того, как он сам объясняет себе свои неудачи.

Люди с оптимистическим типом мышления склонны объяснять проблемы внешними обстоятельствами. Поэтому, получив отказ или столкнувшись с грубостью, они без проблем повторят попытку в другой день.

Пессимисты всегда ищут причину в себе. Поэтому, если такому человеку отказывают однажды, он просто делает вывод, что не сможет добиться желаемого. «Я дурак, сам во всём виноват» – эту мысль пессимисты воспринимают как закон, хотя на самом деле это лишь внутренняя установка, от которой надо избавляться.

К сожалению, для многих современных людей самокритика и самобичевание свойственны в большей степени, чем самомотивация. Необходимо понимать, что отказы, конфликты и разнообразные проблемы – часть нашей жизни, от которой никуда не деться. Нужно лишь не дать неприятностям управлять вашим состоянием, оценивая каждое событие адекватно.

2 способа преодолеть выученную беспомощность

Что делать человеку, который заметил у себя симптомы выученной беспомощности?

  1. Поразмышляйте о том, в каких областях профессиональной и личной жизни ваше влияние наиболее сильно, где вы действительно можете принимать решения и претворять их в жизнь.

    Затем сосредоточьтесь на этих областях и попробуйте инициировать выгодные для вас перемены. Очертите своеобразную зону влияния, можете даже визуализировать её с помощью рисунка. 

    К примеру, вы легко можете позвонить клиенту: это ваше решение, и вы в состоянии его реализовать. И не обязательно звонок должен быть один. Попробуйте определить для себя пять зон, в которых вы можете активно действовать, и начните работать в этих направлениях, ежедневно фиксируя результаты.

    Возьмите на вооружение технику «Цена неудачи», которая помогает избавиться от эффекта выученной беспомощности.

    Допустим, вам нужно принять решение: торговаться с клиентом или согласиться на его цену, предложить новый способ решения проблемы или делать всё как всегда, поспорить с коллегой или промолчать. Вы считаете необходимым высказаться, но боитесь, что вас могут не понять.

    В такой ситуации нужно мыслить здраво и представить, как будет развиваться ситуация в зависимости от вашего решения. После недолгих размышлений вы можете прийти к выводу, что клиент не откажется от заказа, даже если не примет вашу цену, а руководитель не уволит вас за неожиданное предложение.

    Если всё действительно так, что стоит хотя бы попытаться: в случае неудачи вы не потеряете ничего, а в случае успеха окажетесь в плюсе.

  2. Корректируйте стиль своего мышления. Не обвиняйте себя, ищите сбалансированные внутренние объяснения неудач.

    Реальная ситуация: женщина забыла свой пакет в поезде и вспомнила об этом, только когда уже вернулась домой. Естественно, она сразу же расстроилась, начала перечислять, какие важные вещи были в пакете и сколько денег придётся потратить на новые.

    Но в один момент ей пришла в голову мысль позвонить в РЖД и узнать, вдруг кто-то нашёл вещи. Через некоторое время ей сообщили, что пакет всё ещё в поезде, который скоро вернётся обратно в город.

    Замечая, что вы постоянно прокручиваете в голове негативную мысль, попробуйте из монолога сделать диалог. Задайте себе правильные вопросы, которые объяснят ваши переживания. Например: почему мне кажется, что начальник меня уволит? Что заставляет меня так думать? Какой для меня смысл в этом? 

    А дальше нужно будет разделить свои мысли на факты и беспочвенные убеждения. Зачастую мы уверены в чём-то, не имея на то объективных оснований, потому что в голове существует определённая установка. Иногда такие установки помогают, но чаще вызывают лишние страхи и переживания.

Еще 6 вариантов, как преодолеть выученную беспомощность

  1. Чтобы преодолеть выученную беспомощность, нужно её для начала осознать.

    Обращайте внимание на ежедневные ситуации, в которых вы или окружающие вас люди ведёте себя беспомощно, отказываетесь действовать из-за гипотетической неудачи.

  2. Также полезно говорить друг другу о том, что в чьём-то поведении вы замечаете признаки детской инфантильности.

    В коллективе можно провести своеобразную игру, в которой один из сотрудников проигрывает позицию родителя, а другие ведут себя как дети. То есть один составляет план, делает расчёты и ищет подходящее для данной ситуации решение, в то время как другие высказывают опасения, спорят друг с другом и вносят хаос в обсуждение.

    На данном примере специалисты учатся быстро распознавать детское поведение и указывать на него. В дальнейшем, когда кто-то из них начнёт жаловаться, что у него не сходятся цифры в отчёте и он никак не успеет сдать его в срок, он может услышать от коллеги: «Тебе сейчас семь лет, или уже 10?». Такая обратная связь помогает людям регулировать своё поведение.

  3. Ещё один способ борьбы с выученной беспомощностью подчинённых – сделать инициативность и деятельное поведение критерием эффективности работы.

    Для этого необходимо разработать некую систему показателей, отражающую, насколько по-взрослому ведут себя сотрудники в различных ситуациях. Естественно, не обойтись и без обучающих мероприятий, связанных с выработкой взрослой позиции.

    Например, в корпоративном университете Сбербанка одним из основных направлений является развитие эмоционального интеллекта. И это очень важно, поскольку неотъемлемым критерием высокого эмоционального интеллекта являются такие взрослые качества, как ответственность за свои эмоции и их выражение.

  4. Принципы активного поведения необходимо не только декларировать, но и реализовывать на практике.

    Пример остальным сотрудникам должны показать сами руководители, которые выдвигают определённые корпоративные ценности и требуют их соблюдения. Не менее важно, чтобы подчинённые понимали, как на практике оценка их поведения влияет на заработную плату. Необходимо указывать, за какие идеи и проекты получена определённая надбавка.

  5. Стремясь сделать коллектив более «взрослым», руководитель должен быть готов к противодействию.

    Люди в принципе неохотно меняют что-то в своей жизни, и редкий человек добровольно делает то, что он может не делать. Поэтому мероприятия по повышению инициативности сотрудников неизбежно встретят сопротивление.

  6. Эффективное управление невозможно без отслеживания результатов.

    Важно получать обратную связь от сотрудников, оценивать результативность мероприятий и вносить необходимые коррективы в дальнейший план действий. Без этого добиться существенных изменений не получится.

6 советов для руководителя, как вылечить выученную беспомощность в коллективе

  1. Руководитель должен подавать хороший пример. Глава компании – это тот человек, который обязан находиться на передовой. Именно он показывает подчинённым, как нужно относиться к работе.

  2. Необходимо рассказывать сотрудникам о целях компании и о том, как важен вклад каждого из них. Зачастую персонал даже об этом даже не задумывается.

    Конечно, в любой организации есть какие-то «великие цели», которые формулируются начальством и озвучиваются на юбилейных корпоративах. Другой вопрос, как ежедневная работа обычных сотрудников связана с этими высокими устремлениями.

    Чтобы сделать эту связь более очевидной, руководители подразделений должны хорошо понимать стратегию компании и озвучивать её каждый раз, когда необходимо принять то или иное решение.

  3. Сотрудники должны знать, что у них есть право на ошибку. Когда-то один из новых менеджеров IBM ошибся в расчётах, в результате чего фирма потеряла приличную сумму денег. Что удивительно, после этого его не уволили, а, наоборот, повысили. Руководители сказали, что просто не могут выгнать сотрудника, которого компания так долго готовила за свой счёт.

    Многие директора отечественных компаний привыкли вешать на кого-то вину вместо того, чтобы искать реальные причины проблем. Хотя есть и положительные примеры.

    Так, в уставе холдинга Independent Media, который выпускает множество газет и журналов, помимо прочего записано это самое положение: «каждый имеет право на ошибку». И это очень важно, поскольку страх ошибиться и быть за это наказанным – одна из причин выученной беспомощности.

  4. Коллектив должен понимать и поддерживать корпоративную культуру. Важно, чтобы ценности, заявленные на бумаге, не были простой формальностью, а выражались делами.

    Внутри организации должно происходить постоянное взаимодействие: отделы обмениваются информацией друг с другом, руководитель получает обратную связь от подчинённых. Директору необходимо понять, что помимо зарплаты сотрудники должны получать за свой труд ещё и благодарность.

  5. Глава компании должен быть готов к критике в свой адрес. В коллективе, где работает множество специалистов, неизбежно будут возникать конфликты, кто-то будет недоволен его решениями и т. д. Ни в коем случае не стоит воспринимать это в штыки, а лучше конструктивно обсудить сложившуюся ситуацию, понять, что не устраивает подчинённых и исправить это.

Факторы, препятствующие формированию выученной беспомощности

  • Опыт активного преодоления трудностей.

В непростых ситуациях, с которыми человек справляется собственными силами, он приобретает большую стрессоустойчивость. Причём речь идёт не о тех обстоятельствах, которые сами способствуют успеху.

Например, когда учителя закрывают глаза на все ошибки учеников, идущих на медаль. Школьники не встречают в процессе обучения никаких трудностей: они просто делают всё в меру своего желания и возможности, и этого достаточно.

Не удивительно, что в дальнейшем у них формируется выученная беспомощность, и они очень легко сдаются, когда сталкиваются с необходимостью соответствовать высоким требованиям.

  • Психологические установки, с помощью которых человек объясняет себе собственные победы и поражения.

Выученной беспомощностью чаще страдают те, кто полагает, что их успех – это лишь случайность и результат чьей-то помощи, а неудачи, наоборот, закономерное следствие негативных черт характера. Люди с противоположными установками склонны вести себя более инициативно.

  • Высокая самооценка.

Выученная беспомощность практически не характерна для личностей, которые осознают собственную ценность и имеют уважение к себе. Чувство собственной неполноценности, наоборот, способствует инфантильному поведению.

  • Оптимизм.

Оптимисты склонны в любой ситуации верить, что всё закончится хорошо. Поэтому они редко выражают нежелание что-то делать, связанное с плохими прогнозами.

Это интересно! Полная противоположность выученной беспомощности

Если существует феномен выученной беспомощности, то должен быть и противоположный феномен, верно? В психологии это состояние, характеризующееся деятельным поведением в сложных ситуациях, называется поисковой активностью.

Концепцию поисковой активности разработали около 30 лет назад российские исследователи Вадим Ротенберг и Виталий Аршавский. Под этим термином они понимали одну из форм поведения в таких условиях, при которых человек не может с большой долей вероятности предсказать результаты своей деятельности.

Особенность этой формы поведения в том, что человек проводит оценку промежуточных результатов, пытаясь понять, как нужно скорректировать своё поведение, чтобы приблизиться к конечной цели.

Антонимом поисковой активности является стереотипное поведение, при котором действия производятся одно за другим безотносительно тех результатов, которые даёт каждое из них. С этой точки зрения поисковым нельзя назвать любое автоматизированное действие, результат которого легко можно спрогнозировать.

Невозможность сказать заранее, приведут ли действия к успеху – это основное условие, при котором проявляется поисковое поведение. Соответственно, если результат известен заранее, поведение человека будет автоматическим.

Помимо прочего, поисковая активность характеризуется тенденцией к поддержанию себя самой. Такое поведение способствует восстановлению в мозгу тех веществ, которые необходимы для дальнейшей деятельности.

Классическим примером поисковой активности можно назвать творчество: когда человек занимается чем-то творческим, мозгу не нужна дополнительная стимуляция, чтобы работать дальше.

Можно сказать, что существуют люди с более и менее развитой поисковой активностью. В первом случае основным стимулом является желание достигнуть успеха, а во втором – избежать неудачи.

У одного и того же человека ключевой мотив может меняться в зависимости от сферы деятельности: где-то его поведением будет руководить поисковая активность, а где-то – выученная беспомощность. Однако в большинстве случаев можно выделить один доминирующий мотив, в соответствии с которым личность ведёт себя большую часть времени.

Бесспорно, активное поведение требует серьёзных энергетических затрат. Может быть поэтому поисковая активность так тесно связана со здоровьем: чем больше человек занимается интеллектуальной работой, тем лучше он себя чувствует и тем дольше живёт. Это подтверждается тем, что многие выдающиеся учёные и творцы жили дольше своих современников.

В то же время прекращение поискового поведения, особенно если раньше оно было для человека очень характерно, сулит проблемы со здоровьем. Когда человек решает, что его умственная деятельность уже принесла достаточно результатов, и хочет просто отдохнуть, вместо позитивных ощущений он может столкнуться с внезапным обострением хронических заболеваний.

Скачайте полезный документ:
Чек-лист: Как добиваться своих целей в переговорах с клиентами

Поисковая активность – это форма поведения, которая изначально имеет биологическую обусловленность, но может развиваться или блокироваться в процессе воспитания. Если стремление к исследованию мира постоянно подавляют, то личность теряет возможность путём проб и ошибок находить оригинальные творческие решения.

ТОП-3 книги про преодоление выученной беспомощности

  1. Мартин Селигман «Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь»

    Мартин Селигман – один из живых классиков психологии. Он уверен, что оптимистом не обязательно родиться: им можно стать. В своей книге он описывает приёмы, помогающие избавиться от выученной беспомощности.

    Авторская методика уже помогла многим людям изменить свой пессимистичный взгляд на мир, обрести свободу действовать и идти к своей мечте. Книга Селигмана помогает лучше разобраться в себе и увидеть связь между внутренними установками и собственным поведением, перестать бояться сложностей и поражений.

    Вооружившись полезными советами, взрослые смогут и своим детям помочь сформировать позитивный образ мышления.

    Особая ценность этой книги о выученной беспомощности в том, что её автором является практикующий психолог. Она содержит:

    • простые и понятные рекомендации относительно того, как перестроить собственную жизнь, чтобы каждый день был для вас радостью;

    • описание критериев, по которым можно определить собственную склонность к пессимизму и протестировать близких;

    • методику, благодаря которой уже тысячи людей избавились от пессимизма и огромного количества проблем, к которым он приводит.

  2. Грег МакКеон «Эссенциализм. Путь к простоте»

    Вы – тот человек, который много работает, но постоянно ничего не успевает? Вы заняты каждую минуту своей жизни, но при этом совсем не продуктивны? Вы чувствуете, что тратите свою энергию зря? Если да, то вам стоит прочитать эту книгу.

    Эссенциализм – это не новое направление тайм-менеджмента, это не сборник упражнений по самомотивации. Он учит не тому, как больше успевать, а тому, чтобы делать только необходимое. Изучив книгу Грега МакКеона, вы сможете отбросить все ненужные дела и сконцентрироваться на том, что по-настоящему важно.

    Время и энергия – два самых ценных ресурса, которые нужно уметь использовать с умом. Каждый человек должен чётко понимать, что для него важно, и на что действительно стоит эти ресурсы расходовать.

    Эссенциализм научит вас, как делать «меньше, но лучше» в каждой сфере своей жизни.

  3. Шарлотта Стайл «Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными»

    Считается, что каждый человек стремится к счастью. Под счастьем понимают чувство полноты жизни, возможность реализовать свои таланты и способности, радость, удовлетворение. Но иногда каждый сталкивается с ситуацией, что привычная жизнь больше не радует. Как найти «своё место», занять нишу, которая позволит в полной мере раскрыть свой потенциал?

    Ответы на эти вопросы даёт книга «Позитивная психология». Здесь рассматривается множество факторов, которые влияют на то, как мы раскрываем свои способности. Внимание в книге сфокусировано на том, как человеку начать двигаться к более счастливой жизни. И в первую очередь речь идёт о позитивном отношении к себе, к другим и ко всему миру.

Облако тегов
Понравилась статья? Поделитесь:
Забрать гарантированный подарок
Полезные
материалы
для руководителей
Скачать 3,2 MB
Елена Койгородова
Елена Койгородова печатает ...