Мозговой штурм: виды, этапы, правила

Мозговой штурм: виды, этапы, правила

Суть метода мозгового штурма. Плюсы и минусы мозгового штурма. 4 основных вида мозгового штурма. 3 этапа мозгового штурма. 10 правил мозгового штурма. 14 приемов мозгового штурма. Пример проведения мозгового штурма. Метод мозгового штурма Остервальдера. 11 ошибок мозгового штурма. Современная альтернатива классическому мозговому штурму.
Время чтения: 17 минут. Нет времени читать?

Что такое мозговой штурм, известно большинству из нас: «Брейн-ринг» и «Что? Где? Когда?» смотрели если не все, то многие. На этом знакомство с данным методом решения задач обычно и заканчивается, оставляя его для игроков в интеллектуальные игры или учащихся средней школы.

Мозговой штурм является рабочим инструментом для поиска ответа на различные вопросы, которые возникают в бизнесе. Главная проблема заключается в том, чтобы коллеги чувствовали себя единой командой, которая работает для достижения одной цели. Чаще коллективное обсуждение перерастает в насмешки и критику, а полезные идеи так и умирают внутри каждого участника. В нашей статье мы расскажем, как правильно проводить мозговой штурм, каким он бывает и как избежать большинства ошибок.

Суть метода мозгового штурма

«Одна голова хорошо, а две — лучше». Смысл этой пословицы понятен всем: любая задача решается быстрее и эффективнее, если привлечь сразу несколько человек и создать условия, при которых они смогут свободно генерировать идеи и предлагать варианты преодоления проблемы.

Суть мозгового штурма заключается в коллективном решении поставленной задачи при помощи высказывания участниками группы любых предложений, даже самых невероятных на первый взгляд.

Работа в группе выгодно отличается от персональных размышлений возможностью за короткий промежуток времени произвести массу идей. Каждый участник мозгового штурма, или брейнсторминга, обладает собственным жизненным опытом, темпераментом, уровнем образования и другими качествами, благодаря которым его личная точка зрения будет отличаться от мнений коллег. Высокая эффективность этого метода объясняется концентрацией большого количества разных взглядов на решение задачи в одном месте и в одно время. Каждый участник брейнсторминга может реализовать одну из нескольких функций: высказать собственную идею, развить чужую или завершить работу над ней.

Технология мозгового штурма подходит не для всех проблем. Она применяется, когда путей решения изначально может быть несколько и перед группой стоит задача найти оптимальный вариант. Если необходимо выбрать между двумя возможными способами, а также если проблема слишком масштабная, размытая и лишена конкретики, использовать брейнсторминг нецелесообразно.

Большую задачу можно разбить на несколько мелких, для решения которых подойдет метод мозгового штурма.

Для эффективной работы группе необходим руководитель. Он ставит задачу, выделяет идеи, достойные дальнейшего обсуждения, следит за соблюдением правил, о которых мы расскажем далее.

Применяется брейнсторминг в самых разных сферах деятельности: при обучении школьников и студентов, слушателей курсов и тренингов. Однако главная ценность мозгового штурма заключается именно в его прикладной функции — поиске оптимальных решений для вопросов практической деятельности различных бизнес-структур.

Суть метода мозгового штурма

Плюсы и минусы мозгового штурма

Недостатки у этого метода, несомненно, есть, и о них необходимо помнить, если планируется использовать брейнсторминг для решения задач текущей деятельности предприятия. Но для начала перечислим, какими достоинствами обладает мозговой штурм, почему он достаточно популярен в различных сферах и позволяет получать хорошие результаты:

  • Синергия. Суть этого явления — усиление эффекта при соединении нескольких факторов. В отношении брейнсторминга речь идет о том, что коллективное выдвижение и обсуждение идей намного продуктивнее персональной работы сотрудников над поиском решений, особенно если учесть, что без использования такого метода заниматься этим будут один-два работника, а не целая группа.

  • Сплочение коллектива. В мозговом штурме принимают участие специалисты различных направлений деятельности предприятия, представители отделов и подразделений компании, стоящие на разных ступенях иерархии. В процессе совместной работы над проблемой между ними возникают неформальные отношения, стираются границы, существующие в повседневном общении. Все это способствует укреплению командного духа и улучшению отношений между сотрудниками организации.

  • Широкий охват. Для мозгового штурма в рабочую группу включают несколько сотрудников, у каждого из которых свой объем знаний и своя сфера ответственности. В результате появляется возможность серьезно расширить охват обсуждаемых вариантов решения проблемы. Каждое предложение можно сразу же рассматривать с точки зрения различных аспектов деятельности компании.

  • Высокая вероятность нахождения нестандартных решений. Брейнсторминг предполагает полную свободу — приветствуются любые варианты, даже выходящие за рамки привычного. Благодаря этому можно найти неординарный креативный подход к разрешению проблемы, более эффективный, чем при использовании обычных методов поиска и анализа.

Поговорим о минусах, которыми сопровождается применение мозгового штурма:

  • Запрет на высказывания в то время, когда один из членов группы озвучивают свою идею. Высока вероятность, что мысль, пришедшая в голову другим участникам брейнсторминга, может потеряться. Справиться с этим недостатком несложно: пока один выступает, другие фиксируют свои идеи, возражения, реплики на бумаге или в смартфоне.

  • Безынициативные сотрудники. В некоторых компаниях персонал — это хорошие исполнители, при этом совершенно не способные генерировать собственные мысли по выходу из сложившейся проблемной ситуации. В этом случае применение мозгового штурма не даст ожидаемых результатов.

  • Негативное влияние на текущую деятельность предприятия. Брейнсторминг предполагает отрыв работников от их основной деятельности, из-за чего может пострадать производительность труда. Руководитель должен взвесить все «за» и «против»: если других способов найти оптимальное решение нет, придется смириться с незначительными потерями.

  • Отсутствие стопроцентной гарантии. Нельзя быть полностью уверенными в том, что результаты брейнсторминга будут действительно полезны для дальнейшей деятельности компании.

  • Сложность организации. Мозговой штурм пройдет успешно, если созданы соответствующие условия. Мало просто собрать людей в одной комнате и поставить перед ними задачу — важно донести до участников группы правила поведения и мотивировать их на свободное высказывание самых смелых и необычных идей.

Плюсы и минусы мозгового штурма

4 основных вида мозгового штурма

  1. Брейнрайтинг

    Суть заключается в том, что идеи не произносятся вслух, а фиксируются в письменном виде. Существует несколько форм проведения этой разновидности мозгового штурма. Например, участники могут записывать мысли на листе бумаги и передавать их по кругу, при этом каждый следующий дополняет изложенное собственными идеями, развивая основную. Основное правило — все происходит в тишине, каждый слышит только свои мысли и фиксирует их.

  2. Мозговая атака на доске

    Для этого вида поиска нужного решения нет необходимости собирать группу — к работе над проблемой привлекаются все сотрудники, у которых есть собственное видение ситуации. На территории предприятия размещаются доски с формулировкой задачи. Любой желающий может оставить запись со своим предложением. Например, этот способ хорошо работает, когда надо выбрать название для нового продукта.

  3. Мозговой штурм по-японски

    Суть этого метода, который также известен под названием «рисовый град», заключается в поисках единого подхода к решению поставленной задачи. Такой вид брейнсторминга включает два этапа:

    Первый — выявление проблемы:

    • Организатор мозгового штурма перечисляет основные понятия, имеющие отношение к рассматриваемой проблеме.

    • Каждый участник группы фиксирует на карточке один существенный факт, связанный с озвученной проблематикой (сколько фактов — столько и карточек).

    • Организатор, собрав карточки с записями, раздает их другим членам обсуждения и озвучивает содержание одной из них.

    • Участники мозгового штурма отбирают карточки, факты на которых имеют непосредственное отношение к высказыванию, зачитанному руководителем.

    • Эти несколько карточек образуют набор, для которого члены группы должны придумать название — достаточно конкретное, не являющееся простым перечислением всех фактов и отражающее общий смысл всех записей.

    • Оставшиеся карточки по этому же принципу также объединяются в наборы, каждый получает свое название. Далее все наборы составляют один, и для него тоже необходимо подобрать слово или фразу, передающие его суть.

    Итоговый набор и его название представляют собой формулировку проблемы. Важным фактором для сплочения участников мозгового штурма является чувство локтя, обретенное в процессе этой совместной работы.

    Второй этап — определение способов решения проблемы:

    • Каждый участник фиксирует на карточках варианты преодоления существующего препятствия (одна карточка — одно решение, общее количество предложений не ограничено).

    • Организатор, собрав все записи, распределяет их между остальными членами группы и озвучивает вариант решения проблемы с одной из карточек.

    • Участники мозгового штурма, которым достались варианты, близкие к зачитанному руководителем, собирают из своих карточек набор и придумывают для него название.

    • С оставшимися карточками проделывается та же операция, наборы объединяются, и та фраза, которая отражает идею заключительного набора, и является оптимальным решением проблемы.

    Суть мозгового штурма по-японски заключается в том, что фиксирование на карточках отдельных фактов позволяет участникам группы шире взглянуть на проблему, а объединение этих фактов в наборы и выбор названия для них сужает и конкретизирует поиск решений.

  4. Многоступенчатая (каскадная) мозговая атака

    Этот метод предполагает формирование не одной, а сразу двух групп. В первой собирают людей, способных генерировать идеи, а во второй — склонных к анализу и оценке. Члены группы, которые будут предлагать решения, должны хорошо разбираться в сути проблемы, быть свободными в суждениях, креативными, смелыми. Как правило, это люди со схожим темпераментом, активные, не боящиеся брать на себя ответственность.

    Вторую группу составляют участники, любящие все подвергать сомнению, критиковать, искать изъяны. Их задача — указывать на слабые места в предложениях, поступающих от генераторов идей. Одним из членов этой группы обязательно должен быть представитель топ-менеджмента, способный сразу дать оценку тем вариантам, которые участники-критики посчитают достойными внимания.

    Многоступенчатая (каскадная) мозговая атака

    Возглавляет каждую группу руководитель, на котором лежит вся ответственность за ее эффективную работу. Он должен хорошо разбираться в сути проблемы, а также уметь направить мысли участников брейнсторминга в нужное русло и своевременно уловить ценные идеи. От правильного выбора руководителей и членов группы во многом зависит качество результатов.

    Каскадная мозговая атака протекает в форме деловой игры и включает несколько этапов:

    • Этап 1. «Разведка». Участники из первой группы накидывают идеи. При этом обязательно соблюдается основное правило мозгового штурма: ни одно из предложений не подвергается критике, приветствуются самые смелые и нестандартные варианты.

    • Этап 2. «Контрадиктация». Далее руководитель группы предлагает высказывать такие пути решения проблемы, которые не прозвучали на этапе разведки. Более того, они могут противоречить ранее предложенным решениям. В итоге должны получиться два списка — идеи и контр-идеи. Цель этого этапа — собрать максимальное количество вариантов, включая, казалось бы, совершенно бесперспективные.

    • Этап 3. «Синтез». Полученные списки представляются на обсуждение второй группе. Перед ее членами стоит задача систематизации предложений и выделения из них наиболее ценных вариантов.

    • Этап 4. «Прогноз». Идеи оцениваются с точки зрения возможных трудностей на пути реализации того или иного варианта.

    • Этап 5. «Генерализация». Все предложения, поступившие от участников из первой группы, обобщаются и представляются в виде нескольких лаконично сформулированных принципов.

    • Этап 6. «Деструкция». Наконец, идеи подвергаются массированному критическому штурму: члены второй группы выискивают в них недостатки, рассматривая с разных сторон: социальной, экономической, логической, финансовой и т. д. В результате отбираются два-три варианта, которые лучше остальных выдержали волну критики.

3 этапа проведения мозгового штурма

  1. Определение проблемы

    Прежде чем начать брейнсторминг, необходимо сформулировать, какую задачу предстоит решить его участникам. От этого во многом зависит подбор членов рабочей группы, назначение руководителя. Также предстоит определить оптимальную форму мозговой атаки, подходящую для каждого конкретного случая поиска решений.

  2. Генерация идей

    Ради этого этапа и организуется мозговой штурм. Чтобы достичь максимальной эффективности, необходимо придерживаться следующих правил:

    • Никаких ограничений по количеству предлагаемых вариантов.

    • Поощряется выдвижение неординарных, смелых идей, выходящих за рамки привычного.

    • Лучшее решение может появиться в результате коллективной доработки предложения одного из участников брейнсторминга.

    «Выход на новые рынки: как все сделать правильно» Подробнее
  3. Отбор, систематизация и оценка идей

    Из всего многообразия идей выделяются лучшие, причем на этом этапе, в отличие от предыдущего, все предложения подвергаются активной критике участников мозгового штурма. Результативность работы будет высокой, если обсуждение ведется в позитивном ключе, когда оппоненты нацелены на поиск оптимальных способов решить задачу.

    Эффективность брейнсторминга зависит от многих факторов. Общей чертой для всех видов и форм мозгового штурма можно назвать постепенное погружение в проблему. Поначалу участники высказывают идеи, лежащие на поверхности. Чем дольше длится обсуждение, тем интереснее и нестандартнее предлагаются варианты. Нельзя игнорировать ни одно предложение, каким бы фантастическим оно ни казалось на первый взгляд. Как правило, искомое решение находится среди именно таких оригинальных идей.

10 правил мозгового штурма

  • Правило первое и самое главное: запрет на критику

Участники группы не должны позволять себе никаких негативных реакций на высказывание коллеги. Смысл брейнсторминга заключается в полном отсутствии всяческих ограничений относительно предлагаемых вариантов решения задачи. Перед членами команды стоит задача максимально раскрепоститься, чтобы выдавать любые пришедшие в голову идеи.

Осуждающие фразы, закатывание глаз и прочие неодобрительные жесты отнюдь не способствуют созданию креативной и свободной атмосферы, в которой каждый может предложить любой, самый неординарный вариант. Вполне возможно, что именно такое решение впоследствии будет признано лучшим.

  • Правило второе: начинаем с разминки

Участников мозгового штурма отбирают из обычных сотрудников компании. Они привыкли мыслить и решать задачи в рамках своей специальности и уровня ответственности, поэтому брейнсторминг может стать для них таким же сложным испытанием, как марафонский бег для нетренированного человека.

Нельзя просто собрать людей в комнате для совещаний и ожидать, что они по команде начнут генерировать идеи. Чтобы настроить мозг на активную творческую работу, необходимо хотя бы небольшое погружение в ситуацию. Можно использовать упражнения на концентрацию внимания, провести мини-викторину на проверку интеллекта, раздать победителям небольшие призы. Перед организатором стоит сложная, но выполнимая задача: создать оптимальные условия для свободного высказывания любых, даже самых смелых и необычных идей.

3 этапа проведения мозгового штурма

  • Третье правило: участие экспертов

В мозговом штурме принимают участие представители разных подразделений компании, и каждый будет излагать свою точку зрению на ситуацию. Уловить среди этого потока идей единственно верную сможет только эксперт — человек, который хорошо знаком со всеми нюансами обсуждаемой проблемы. Вполне возможно, что предлагаемые членами команды решения натолкнут его на мысль, которая не пришла бы ему в голову при обычных условиях. Ведь давно известно, что гениальные идеи рождаются на хорошо подготовленной почве: надо много лет изучать свойства элементов, чтобы в один прекрасный день увидеть во сне законченную таблицу, как Менделеев.

  • Правило четвертое: нужен антиэксперт

У людей, постоянно находящихся внутри рассматриваемой проблемы, складываются определенные стереотипы, из-за которых мозг не предложит им такое решение, что легко придет в голову дилетанту. У несведущего человека нет преград в виде заученных догм и правил, он видит ситуацию по-своему и вполне может подсказать нестандартный подход к решению задачи.

  • Правило пятое: «А еще?»

На первых минутах мозгового штурма высказываются идеи, лежащие на поверхности. Углубиться в проблему, добраться до нестандартных вариантов решения задачи позволяет простой вопрос: «А что еще?» Он помогает не останавливаться на достигнутом, стимулирует творческую мысль участников группы и позволяет генерировать неординарные предложения, среди которых наверняка найдется рациональное зерно.

На тренингах часто просят придумать, как использовать канцелярскую скрепку помимо ее основного предназначения. Сначала в ход идут самые распространенные варианты: подвешивать шторы, елочные игрушки, гирлянды. Потом вспоминают, что скрепка может выступать в роли предохранителя, крючка для ловли рыбы, стрелки для компаса, бегунка для застежки-молнии, медиатора для игры на гитаре. Когда все очевидные варианты исчерпаны, а ведущий снова и снова спрашивает: «А что еще?», начинают возникать самые ценные и креативные идеи. Например, члены одной группы предложили использовать скрепки разных цветов и размеров в качестве условного языка, понятного только сотрудникам одного отдела.

Основная идея этого правила ясна: решений может быть великое множество, и зачастую приходится перебрать массу идей, прежде чем на свет появится та самая, ради которой все и затевалось.

  • Правило шестое: «У меня все ходы записаны!»

Все предложения участников мозгового штурма должны быть зафиксированы. С учетом возможностей современных технологий осуществить это проще простого: можно просто сделать диктофонную или видеозапись, на основе которой впоследствии выделить идеи, достойные внимания и подлежащие разбору группой экспертов.

  • Правило седьмое: мозговой штурм — это не совещание

Брейнсторминг организуется с одной четко сформулированной целью — найти способы решения конкретной задачи. Никакие сопутствующие проблемы обсуждать в процессе поиска не разрешается.

Мозговой штурм

  • Правило восьмое: глобальную задачу дробим на мелкие

Мозговой штурм выполняет утилитарную функцию: несколько человек предлагают такие пути решения возникшей проблемы, которые можно применять в практической деятельности компании. Чтобы получить ожидаемый результат, организатор брейнсторминга должен правильно поставить задачу. Если формулировка будет чрезмерно общей или размытой, обсуждение выльется в пространные рассуждения обо всем сразу и ни о чем. Вместо вопроса «как повысить прибыль компании?» участниками мозгового штурма должны предлагать более конкретные задачи типа «как снизить себестоимость продукта».

  • Правило девятое: нужна команда

Мозговой штурм невозможен в одиночку, это коллективный метод поиска оптимальных решений. Количество участников тоже имеет значение: три человека — слишком мало, а десять — чересчур много, поэтому лучше всего набрать в группу от 5 до 8 участников.

Мнение, что чем больше людей принимает участие в брейнсторминге, тем лучше, ошибочно: высказываться будут наиболее активные, а менее пробивные предпочтут промолчать и отсидеться за чужими спинами.

  • Правило десятое: без ведущего не обойтись

Проведение мозгового штурма подразумевает грамотное руководство процессом. В качестве ведущего может выступить сотрудник компании, разбирающийся в технологии организации брейнсторминга и отличающийся высоким уровнем эмпатии. Если перед группой участников поставить задачу и не назначить человека, который будет следить за ходом коллективной мысли и при необходимости направлять ее в нужное русло, креативный процесс может быстро выйти из-под контроля и не дать ожидаемых результатов. Ведущий следит за соблюдением правил мозгового штурма, не дает разгораться непродуктивным спорам и фиксирует предложения членов команды.

14 приемов мозгового штурма

Несмотря на кажущуюся простоту, провести эффективный брейнсторминг, результаты которого можно будет воплотить в работе компании, довольно трудно. Ошибки чаще всего связаны с недостаточной подготовкой к мозговой атаке: ее нередко назначают сразу после совещания, не дают участникам группы времени на обдумывание проблемы, требуют от них моментального генерирования идей. Чтобы получить креативные решения, необходимо заранее настроить членов команды, а для стимулирования творческой деятельности можно применить один из следующих приемов. Все они нацелены на отход от стандартного восприятия и помогают достать из подсознания то решение, которое не пришло бы в голову без подобного толчка.

  1. Машина времени.

    Проблема существует сегодня, но найти способы ее преодоления предлагается в условиях 10-, 100- или 500-летней давности. Например, как проинформировать клиентов о новой маркетинговой акции, не имея под рукой ни контекстной рекламы, ни мессенджеров, ни обычных телефонов?

  2. Телепортация.

    Время не меняется, но место действия — совершенно другое. Как без ущерба доставить тюльпаны оптовому покупателю, находящемуся на Северном полюсе? Или провести чемпионат мира по хоккею на льду в Сахаре?

  3. Изменение параметров личности.

    Представьте, что вы — не молодой человек европейской наружности и спортивного телосложения, а пожилая афроамериканка, весящая 150 килограммов. Какие варианты решения задачи придут вам в голову, если вы не умеете пользоваться Интернетом? Что вы можете предпринять для избавления от проблемы, если вы маленький ребенок?

    14 приемов мозгового штурма

  4. Чужая шкура.

    Вообразите себя одним из гениальных ученых, основателем крупнейшей корпорации — любой известной личностью, достигшей высот в близкой к вашей проблеме сфере. Посмотрите на задачу глазами своей мамы или бабушки, глазами президента или продавца из соседнего супермаркета. Попытка примерить на себя чей-то образ мышления подскажет нестандартные пути выхода из ситуации.

  5. Шаг за шагом.

    Представьте стоящую перед вами задачу в виде отрезка пути, где отправная точка — те условия, что у вас есть сегодня, а конечная — цель, которую надо достичь. Решение не всегда представляет собой стремительный перелет от старта к финишу — оно может выглядеть как поэтапный переход от одного препятствия к другому, пока желанная цель не будет достигнута. Например, если речь идет о запуске побочного бизнеса, на одном конце отрезка будут имеющиеся наработки, стартовый капитал, часть персонала, а на другом — успешное прибыльное предприятие. Как именно преодолеть это расстояние за кратчайшее время и с максимальной эффективностью, какие шаги для этого предпринять, сколько их будет — на эти вопросы и должны ответить участники мозгового штурма.

  6. Мозаика.

    Представьте, что стоящая перед вами задача — неподъемная глыба: вы не знаете, с какой стороны к ней подступиться, а ее решение представляется вам чем-то за гранью человеческих возможностей. А теперь мысленно раздробите ее на миллион осколков. Справиться с отдельными мелкими вопросами намного проще, и глобальная проблема уже не пугает, как прежде.

  7. А как у других?

    Выйдите за грани привычного — примените инструменты и приемы, нехарактерные для вашей сферы деятельности. Часто поиску нестандартных решений мешают устоявшиеся стереотипы: например, считается, что реклама банка должна быть солидной, респектабельной, формирующей у целевой аудитории уверенность в надежности вкладов. В итоге в глазах потребителей все банки одинаковы. Но стоит одному из них отойти от шаблона и снять в рекламе актера-комика в роли шарлатанки-предсказательницы, происходит чудо: банк перестает быть скучным финансовым учреждением, а превращается в продавца нужного и понятного продукта — кредитной или дебетовой карты.

    «Анализ рынка: виды, план, этапы и методы» Подробнее
  8. Обмен мозгами.

    Задача поставлена, каждый член группы начинает думать над ее решением и записывать свои идеи на листе бумаги. Не дождавшись завершения процесса, ведущий просит участников мозгового штурма обменяться заметками и продолжить развивать мысль, начатую коллегой. При таком подходе повышается вероятность отыскать оптимальный путь преодоления проблемы.

  9. Лучшие из лучших.

    На генерирование идей отводится определенный отрезок времени, скажем, 5 минут. Из того, что успели накидать участники мозгового штурма, отбирается одна-две наиболее многообещающих идеи. Затем ведущий просит предлагать решения, которые по уровню креатива не хуже, а по возможности только лучше уже отобранных. Такая селекция позволит быстрее дойти до идеального варианта.

  10. Шквал критики.

    Обычно на первом этапе членам команды запрещается высказывать негативные суждения в адрес поступивших предложений. А что, если пойти от обратного и сделать объектом критики саму постановку проблемы? Возможно, это сразу натолкнет людей на нужный путь решения задачи и начнется он с правильной формулировки цели, которой необходимо достичь.

  11. Никаких ограничений.

    Масса вариантов отметается мозгом именно потому, что участник опирается на реальные условия, в которых находится предприятие или компания. Чаще всего речь идет о недостатке материальных, финансовых или человеческих ресурсов. Попробуйте представить, что вы ничем не ограничены — можете потратить на реализацию идеи любые деньги, привлечь лучших специалистов и т. д. Конечно, в итоге придется выбрать решение, которое укладывается в рамки возможного, но на этапе генерирования идей такое снятие рамок может стать весьма полезным.

  12. Фактор случайности.

    Чтобы задать единый вектор работы коллективного разума, можно выбрать случайный образ, показатель, слово, которые станут точкой опоры для начала размышлений над решением задачи.

  13. «Кто нам мешает, тот нам поможет».

    Подумайте, что мешает достижению цели, какие силы противостоят вам. Направьте поток идей в сторону воздействия на эти мешающие вам силы: что можно сделать, чтобы избавиться от факторов, тормозящих процесс? Как превратить препятствия в благоприятные для достижения цели факторы?

  14. Изменение масштаба.

    Проблема кажется нерешаемой? А если усложнить ее в 10 раз? Или в 50? Искусственно поставьте себя в экстремальную ситуацию: времени нет, речь идет о жизни и смерти, надо очень быстро придумать выход, иначе потери будут невосполнимыми. Такой толчок активизирует интенсивность работы мозга и повышает вероятность моментального принятия верных решений.

Пример мозгового штурма

Пример мозгового штурма

Рабочая группа должна решить проблему, связанную с перевозкой железорудного концентрата в виде мелких окатышей на морских судах. Сложность заключается в том, что даже небольшая качка заставляет этот материал проявлять свойства жидкости. Цель мозгового штурма — предложить лучший способ транспортировки, позволяющий избежать потерь.

В самом начале ведущий объясняет правила брейнсторминга: каждый участник по очереди высказывает свою идею решения проблемы. Обсуждение и критика разрешены только после того, как прозвучат все предложения.

Выдвигаются следующие варианты:

  • Заполнять трюм до самого верха, чтобы не оставалось пространства для перемещения концентрата.

  • Придавить груз большими щитами, тем самым ограничив сыпучему материалу возможность менять положение.

  • Оснастить корабль боковыми «крыльями», чтобы избежать качки.

  • Поделить трюм на секции при помощи перегородок.

  • Побрызгать поверх окатышей пенополиуретановой жидкостью, как это делается с кузовом автомобиля, перевозящего зерно.

  • Смочить, а затем заморозить концентрат, чтобы превратить его в единую массу.

  • Намагнитить.

  • Соорудить «подушку» на дне трюма и накачать ее воздухом, чтобы груз был плотно прижат к потолку.

Ведущий предлагает перейти к оценке и критике поступивших предложений с участием эксперта по морским перевозкам. Выясняется, что вариант с перегородками не сработает, как и идея с полным трюмом. А вот мысль насчет подушки достойна рассмотрения, только ее лучше размещать не под грузом, а над ним. Достойна внимания и версия с магнитами: их можно расположить по стенкам трюма и включать во время качки.

Метод мозгового штурма Остервальдера

Уровня знаний и опыта сотрудников компании может быть недостаточно, чтобы взглянуть на проблему широко, с высоты, глазами людей, которые за свою карьеру решили тысячи подобных задач. К сожалению, рядовой бизнес не может себе позволить приглашать в качестве консультантов авторитетов мирового масштаба, но ведь есть их книги, статьи, интервью, в которых они подробно излагают свой подход к преодолению аналогичных препятствий. Так почему бы не воспользоваться их богатейшим опытом?

Эта мысль легла в основу метода Александра Остервальдера — предпринимателя и бизнес-теоретика из Швейцарии. Для стимулирования процесса мозгового штурма он предлагает обратиться к лучшим специалистам по обсуждаемой проблеме и найти решение, опираясь на их идеи, отраженные в книгах по бизнесу, маркетингу, производству и так далее.

Брейнсторминг по методу Остервальдера состоит из пяти этапов.

  • Подбор подходящей литературы

Этим придется заняться организатору мозгового штурма. Предпочтение следует отдавать книгам и журналам, где содержатся описания новейших технологий, конкретных историй успеха, эффективных приемов управления и так далее.

Хорошим толчком к генерированию идей могут стать источники, рассказывающие о реалиях современной жизни других стран и континентов, о традициях и правилах работы известных компаний.

Книги и журналы раскладываются на столе для заседаний в произвольном порядке, и каждому участнику мозгового штурма предлагается выбрать одно издание.

При подготовке можно воспользоваться списком литературы, рекомендованной автором метода Александром Остервальдером, или составить собственный перечень источников, в которых найдутся идеи для вдохновения.

  • Ознакомление с литературой и выделение наиболее интересных мыслей

На работу с книгами членам команды дается около часа. По истечении этого времени они должны представить тезисы, отражающие основные идеи авторов.

  • Обмен впечатлениями

Участники делятся на группы и рассказывают друг другу, что важного и полезного они почерпнули из выбранного источника информации.

  • Мозговая атака

Опираясь на полученные друг от друга сведения, члены каждой группы выдвигают по три идеи, непосредственно касающиеся решения проблемы, ставшей поводом для организации брейнсторминга.

  • Презентация

От каждой группы выступает один человек, который доносит сформулированные предложения до всех участников мозгового штурма. В ходе дальнейшего обсуждения определяются оптимальные способы решения задачи.

11 ошибок мозгового штурма

  1. Непонятная цель

    Самая распространенная ошибка — собрать людей и не поставить перед ними четко сформулированную задачу. Очень часто организаторы брейнсторминга упускают этот момент из виду, полагая, что главное — набрать в команду походящих участников и можно надеяться на шквал гениальных мыслей.

    На самом деле стратегия эффективного мозгового штурма предполагает наличие понятной цели, а также предварительную подготовку членов группы к мозговой атаке. Мало кто может начать генерировать идеи на ровном месте — большинству требуется время на обдумывание проблемы, погружение в нее. Более продуктивным является подход, при котором главный вопрос заранее выносят на обсуждение: размещают на специальной доске или рассылают сотрудникам по email.

    За время, оставшееся до начала мозгового штурма, у людей зреют мысли по поводу обозначенной проблемы. Работа в группе позволяет из разрозненных предложений сформировать реальные способы выхода из затруднительной ситуации. Мнение каждого участника может принести пользу, любая, самая фантастическая идея способна подтолкнуть других членов команды к верным выводам.

  2. Задача с тремя неизвестными

    Цель должна быть не только понятной, но и единственной. Если участникам мозгового штурма предлагается решить одновременно несколько задач, надеяться на хороший результат не приходится.

    На обсуждение следует выносить одну проблему. Если она изначально масштабная, делим ее на несколько более мелких задач. Это позволит направить весь поток идей в едином направлении и быстро найти решение. Вместо того чтобы устраивать мозговой штурм с вопросом, как повысить продажи, организуют несколько отдельных: «Как привлечь новых клиентов?», «Как удержать имеющихся покупателей?», «Как решить проблему с несвоевременной доставкой?» и т. д.

  3. Новичкам здесь не место!

    Еще одна частая ошибка — ограничивать состав рабочей группы представителями топ-менеджмента и ведущими специалистами подразделений компании. Такой подход противоречит самой идее мозгового штурма, а мероприятие в итоге мало чем отличается от рядового совещания руководства. Гораздо эффективнее подбирать участников под каждую задачу, в том числе включать в команду тех, кто работает недавно и пока не приобрел образ мыслей, типичный для большинства постоянных сотрудников.

    Очень важна необычная атмосфера, помогающая настроить людей на креативную работу и стимулирующая появление нестандартных идей. Даже внешне мозговой штурм не должен походить на рутинное совещание. На час-полтора, которые отводятся на активное генерирование идей, лучше забыть о строгой иерархии и целиком сконцентрироваться на поиске лучшего способа решения задачи.

  4. Уж он-то понимает!

    Стандартное мышление организатора брейнсторминга нередко проявляется в желании сформировать команду исключительно из ведущих специалистов компании по рассматриваемому вопросу. В лучшем случае их разбавляют рядовыми менеджерами, а место свадебного генерала отводят кому-то из высшего руководства. Эффективность подобных мероприятий зачастую нулевая.

    Специалисты, возглавляющие соответствующие подразделения, и так по долгу службы обязаны ежедневно решать подобные проблемы. Для них это рутинный процесс, и было бы странно ждать от них принципиально иного подхода в брейнсторминге. Суть мозгового штурма как раз и состоит в создании условий для генерирования идей, которые кардинально отличаются от устоявшихся методов и приемов.

    Чтобы добиться этого эффекта, в рабочую группу лучше включать людей, которые не занимаются обсуждаемой проблемой на постоянной основе. Их точка зрения на задачу будет принципиально иной, что позволит выдавать сырые, но полезные с практической точки зрения идеи. Важно добиться разноплановости в составе команды: пусть в ней будут представители разных подразделений и служб. Поверьте, иногда и от уборщицы можно услышать ценные мысли по поводу повышения производительности труда персонала.

  5. Активнее, товарищи, активнее!

    Кардинальное отличие мозгового штурма от обычного совещания состоит в том, что отсидеться молча здесь не получится. Каждый участник обязательно вносит свою лепту в поиск оптимального решения проблемы.

    Организаторы брейнсторминга надеются получить от членов рабочей группы максимум идей за короткий промежуток времени. Для этого потребуется полная сосредоточенность на задаче, отсутствие любых тормозов в виде предрассудков, устоявшихся шаблонов и привычных схем. Больше мыслей, больше предложений, из которых впоследствии, на этапе критики, можно будет отобрать лучший вариант.

    Метод мозгового штурма Остервальдера

  6. На старт, внимание, марш!

    Начать генерировать гениальные идеи по команде ведущего — это что-то из области фантастики. Чтобы настроить участников мозгового штурма на продуктивную творческую работу, необходим подготовительный этап, своеобразная разминка. Можно предложить собравшимся несложную викторину с возможностью выкрикивать правильные ответы. Это позволит создать атмосферу раскрепощенности, вызовет желание проявить себя, показать окружающим свой потенциал.

    Разогретые члены команды приступят к обсуждению проблемы с азартом, будут активно предлагать свои варианты, не смущаясь и не боясь показаться недостаточно компетентными в рассматриваемом вопросе.

  7. Не записали — значит, не было

    Процесс запущен, идеи сыплются одна за другой, предложения поступают от каждого участника, причем многое происходит спонтанно, в обстановке полного креатива и отсутствия границ. Частая ошибка этого этапа — отсутствие фиксации абсолютно всех высказываний, как бы абсурдно они ни звучали. Спустя некоторое время большинство идей будет забыто, и все усилия и старания участников пойдут насмарку.

    Выход простой: назначить ответственного за то, чтобы все предложения были записаны. Можно включить диктофонную запись, но в дополнение к ней все-таки поручить фиксацию основных идей конкретному человеку.

  8. Разнести в пух и прах

    Никакой критики на стадии генерирования мыслей быть не должно. Это сбивает с творческого настроя, каждый участник начинает подвергать сомнению свои идеи еще до их высказывания, а это совершенно противоречит смыслу мозгового штурма.

    Кроме того, очень важно на время брейнсторминга забыть о чинах и званиях: все идеи одинаково ценны вне зависимости от того, звучат они из уст генерального директора или стажера. Любая мысль, даже самая смешная и невозможная в исполнении, может стать толчком для перевода обсуждения в новое направление и в итоге привести к искомому варианту.

  9. Придумал, но промолчал

    Рядовые сотрудники часто допускают одну и ту же ошибку: считают, что их идея недостойна быть озвученной, и стесняются высказываться на мозговом штурме.

    Не допустить такого подхода — задача ведущего. Если он видит, что человеку есть что сказать, необходимо подтолкнуть его к выступлению. Вполне возможно, именно мысль новичка окажется самой полезной для решения проблемы. В любом случае в ходе мозгового штурма важно создать обстановку, располагающую к творчеству, смелости, открытости.

  10. Первый приз получает… идея руководителя

    На этапе оценки прозвучавших на мозговом штурме вариантов возникают новые сложности: необходимо непредвзято подойти к анализу всех поступивших предложений, взвесить все «за» и «против», выделить по-настоящему достойные внимания идеи. Как правило, к этой работе подключаются эксперты, партнеры, ведущие специалисты отрасли.

    Распространенная ошибка — безоговорочно признать оптимальным решение, прозвучавшее из уст руководителя. Адекватный глава компании не допустит этого, если есть однозначно более сильные идеи.

  11. Пока не придумаете, из комнаты не выйдете

    Здравый смысл и чувство меры должны быть основой любых начинаний, в том числе при организации брейнсторминга. Опытные бизнес-тренеры без труда припомнят случаи, когда участников мозгового штурма ставили в физически тяжелые условия, пытаясь таким варварским методом стимулировать их умственную деятельность. Людей вывозили на природу без еды и питья и не отпускали, пока результат такого жестокого выездного тренинга не был достигнут. Излишне говорить, что это не лучшим образом отразилось на здоровье этих людей, в том числе психическом.

    Ни одна идея не стоит того, чтобы применять к членам рабочей группы даже малейшие элементы насилия. Напротив, залог успеха мозгового штурма заключается в абсолютной свободе его участников, в их искреннем желании найти идеальное решение задачи.

Современная альтернатива классическому мозговому штурму

Условия для обычного брейнсторминга можно создать не в каждом коллективе. Все чаще компании привлекают удаленных сотрудников, практикуют свободное посещение офиса и другие современные формы организации работы.

На замену мозговому штурму в классическом понимании приходят такие варианты, как индивидуальное размышление над проблемой и онлайн-брейнсторминг, когда участники объединены в группу в формате видеоконференции. Конечно, ближе к традиционному способу коллективного поиска решения именно онлайн-общение. В этом случае основная нагрузка по созданию творческой атмосферы ложится на организатора. Несомненно, зарядить на активную умственную работу людей, находящихся на расстоянии друг от друга, намного сложнее, чем при непосредственном взаимодействии. И все-таки это лучший выбор, поскольку совместная работа по поиску преодоления проблемы более эффективна, чем одиночная.

Судя по всему, со временем многие вопросы будут решаться с использованием современных коммуникационных технологий. Все больше встреч, совещаний и конференций проводится в онлайн-формате. Для мозгового штурма наверняка будут предложены новые варианты проведения с учетом удаленности участников группы друг от друга. И тем не менее важно помнить, что любая коллективная деятельность приносит хорошие результаты лишь в том случае, если в группу объединяются эрудированные, раскованные, активные люди.


Статья опубликована:

Генератор Продаж

Категории