Онлайн-экскурсия в действующие бизнес-проекты с оборотом от 20 млн. рублей в год
Участвовать бесплатно
×
Проверки медицинских центров: чего ждать от контролирующих органов Проверки медицинских центров: чего ждать от контролирующих органов
Вернуться к Блогу
31.10.2018
10454

Время чтения: 10 минут

Нет времени читать?
Отправить материалы на почту

Проверки медицинских центров: чего ждать от контролирующих органов

Руководителям медорганизаций проверки медицинских центров никогда не сулят ничего хорошего. Государство в роли так называемых органов госнадзора старается держать медицинские учреждения в напряжении, поскольку предъявляет к ним жесткие и изменчивые требования. 

Если они не выполняются, на учреждение налагают большой штраф. Если в этом году ваше предприятие оказалось в списке организаций, куда компетентные органы придут с проверкой, будьте начеку. Не стоит полагать, что контролеры отнесутся к вам лояльно. Также не нужно все пускать на самотек. К проверке лучше заблаговременно подготовиться. Помните, что кроме плановых проверок медорганизаций органы госнадзора проводят и внеплановые.

Как законодательно регулируются проверки медицинских центров

Проверки медицинских центров

Ниже приведен перечень нормативно-правовых актов, регулирующих проверки медицинских центров представителями контролирующих органов:

  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»;

  • Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

  • Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (далее закон № 59-ФЗ);

  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее закон № 294-ФЗ);

  • Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ»;

  • Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

  • постановления Правительства РФ, утверждающие положения о конкретном органе надзора;

  • иные нормативно-правовые акты.

Основания для проверки медицинских центров

Контролирующие органы всегда составляют ежегодный план проверок. И именно на основании данного документа проводят проверки медицинских центров. Помимо плановых, существуют и внеплановые проверки. Их проводят лишь в том случае, если на это есть соответствующие основания. Так, внеплановую проверку в медучреждении могут провести по следующим причинам (ч. 2 ст. 10 закона «О защите прав»):

  1. Истек период выполнения медорганизацией заранее выданного ей предписания устранить выявленные нарушения обязательных требований и (или) требований, которые установили муниципальные правовые акты.

  2. В надзорный орган поступило заявление от медучреждения о присвоении правового статуса или спецразрешения (лицензии) или разрешения (согласования) на выполнение юридически значимых действий. Внеплановую проверку медцентра проводят в том случае, если этого требует процедура присвоения правового статуса или выдачи лицензии, разрешения.

  3. Представитель надзорного органа желает провести внеплановую проверку, поскольку анализ итогов мероприятий по контролю показал, что они велись без взаимодействия с медорганизациями, рассмотрения и предварительной проверки поступивших в органы контроля обращений и заявлений граждан (включая индивидуальных предпринимателей, юрлиц), сведений от органов госвласти, органов местного самоуправления, из СМИ о следующих фактах:

    • жизни и здоровью граждан потенциально мог быть нанесен вред;

    • жизни и здоровью граждан был нанесен вред;

    • права потребителей оказались нарушены.

  4. Руководитель надзорного органа издал приказ по поручению президента РФ, Правительства РФ или в соответствии с требованием прокурора о внеплановой проверке в рамках контроля выполнения законодательных актов по материалам и обращениям, которые поступили в прокуратуру.

При этом внеплановые проверки медицинских центров не могут проводиться на следующих основаниях (ч. 3 ст. 10 закона «О защите прав»):

  • по заявлениям и обращениям, из которых неясно, кто именно обратился в надзорный орган;

  • по заявлениям и обращениям, где нет информации о потенциальной угрозе нанесения вреда или нанесении вреда жизни и здоровью граждан, а также о нарушении прав потребителей.

Следует помнить, что выездные проверки медицинских центров надзорные органы проводят на основании далеко не всех обращений граждан. О сведениях, которые должны быть обозначены в обращении, и как их необходимо оформлять, сказано в статье «Проверка медицинской организации по жалобе пациента». Так, предварительную или внеплановую проверку прекратят, если (п. 3.4. ст. 10 закона «О защите прав»):

  • после ее начала установили, что обращение или заявление, на основании которого ее проводят, было подано анонимно;

  • в обращении или заявлении была выявлена заведомо ложная информация.

Какие органы проводят проверки медицинских центров

Надзорные органы — это в том числе органы исполнительной власти, которые контролируют, как медучреждения выполняют свои обязательные требования, описанные в российском законодательстве. В тот или иной медицинский центр можно подать жалобу, и данное учреждение будет проверено.

Жалоба может быть подана в следующие надзорные органы:

  1. Росздравнадзор РФ. Этот орган проверяет следующие моменты:

    • Насколько качественно медицинский центр оказывает медицинские услуги, безопасны ли они, в каком порядке учреждение проводит медосмотры и медицинские освидетельствования, соблюдает ли права граждан в сфере охраны здоровья.

    • Соблюдает ли медучреждение порядок оказания медпомощи, работает ли в соответствии со стандартами предоставления медицинских услуг.

    • Обеспечивает ли организация граждан медикаментами по льготным основаниям, контролирует ли качество этих лекарственных средств.

    • Соблюдает ли медучреждение правила обращения с медицинскими изделиями.

    • Соблюдает ли лицензионные требования при оказании медицинских услуг и т. д.

  2. Роспотребнадзор РФ. Орган контролирует:

    • Соблюдает ли медцентр права потребителей, требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия граждан.

    • Соблюдает ли правила оказания платных медуслуг и т. д.

  3. Роструд РФ проверяет, в каком порядке устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая на производстве или заболевания, полученного в результате ведения профессиональной деятельности, и т. д.

    Проверки медицинских центров

  4. Департамент здравоохранения, Минздрав и иные органы исполнительной власти РФ в сфере здравоохранения:

    • проверяют, соблюдаются ли медицинские лицензионные требования при ведении медицинской деятельности, а также деятельности по обороту НС и ПВ;

    • проверяют, соблюдаются ли права граждан в сфере здравоохранения и связанные с этим права, предоставленные им государством РФ, а также защищают эти права;

    • оказывают медпомощь и обеспечивают медикаментами население субъекта РФ;

    • следят за тем, как реализуются городские программы медпомощи, как поддерживается гарантированный уровень бесплатной медпомощи, и пр.

  5. ТФОМС:

    • следит за тем, соблюдаются ли права застрахованных, то есть граждан, у которых есть полис ОМС, в сфере обязательного медстрахования;

    • обеспечивает гарантии бесплатного предоставления застрахованным медпомощи в рамках территориальной программы обязательного медстрахования и базовой программы обязательного медстрахования;

    • создает условия, чтобы медпомощь, предусмотренная программами обязательного медстрахования, была доступной и качественной.

  6. Прокуратура РФ контролирует, соблюдают ли все физические и юридические лица законы и нормативно-правовые акты, принятые в России.

  7. Роскомнадзор, ФСТЭК, МВД.

    • Все они обеспечивают защиту персональных данных граждан.

    • Роскомнадзор следит за тем, чтобы права субъектов, касающиеся соблюдения конфиденциальности, были соблюдены.

    • ФСТЭК обеспечивает техническую защиту информации с ограниченным доступом (персональных сведений).

    • МВД контролирует соблюдение прав граждан.

Читайте также!

«Как мы снизили стоимость заявки в 13 раз за 12 месяцев
Для проекта «Зубы за 1 день»»
Подробнее

Что нужно знать о проверках медицинских центров Росздравнадзором

В рамках проверки медицинских центров сотрудники органов контроля могут проводить следующие мероприятия:

  1. Запрашивать и получать информацию о предмете проверки.

  2. Изучать документы, относящиеся к данной медицинской организации.

  3. Оценивать, соблюдаются ли законодательные требования по части экспертиз.

  4. Оценивать, в полной ли мере исполняются правила внесения записей в медкнижки.

  5. Заходить на территорию медицинского центра.

  6. Снимать копии с документации.

  7. Принимать меры по ограничению деятельности и профилактике правонарушений.

У сотрудников Росздравнадзора, помимо прав, есть и обязанности.

В частности, они должны:

  • вовремя принимать меры, направленные на предупреждение правонарушений;

  • соблюдать законы РФ;

  • соблюдать интересы юридических лиц;

  • выполнять проверку — при наличии приказа руководителя контролирующего органа;

  • предъявлять служебные удостоверения в рамках мероприятия;

  • не чинить препятствия для пребывания руководителя медорганизации на месте проверки;

  • предоставлять всю информацию и документацию по проверке руководству медицинского центра;

  • сообщать сотрудникам медучреждения о результатах проверки;

  • обосновывать свои действия в случае обжалования решения органа контроля медучреждением;

  • ставить в специальном журнале отметку о том, что проверка состоялась.

О правах и обязанностей сотрудников Росздравнадзора сказано в нормативных актах. Их права при этом ограничены. В случае превышения должностных полномочий в рамках проверки руководство медорганизации вправе подать жалобу в органы правоохранения.

Росздравнадзор проводит проверки в следующих организациях:

  • аптеках;

  • учреждениях здравоохранения;

  • субъектах оптовой торговли лекарственными средствами;

  • иных учреждениях и ИП в области здравоохранения.

Таким образом, Росздравнадзор проверяет все организации, так или иначе относящиеся к сфере здравоохранения.

Направленность проверок зависит от того, на чем именно специализируется медицинский центр. Например:

  1. Выдача лицензий на ведение меддеятельности.

  2. Исполнение субъектами принятых медицинских стандартов.

  3. Оценка выполнения правил медосмотров пациентов, освидетельствований и экспертных мероприятий.

  4. Оценка безопасности условий труда сотрудников.

  5. Безопасность при использовании медоборудования.

  6. Реализация ограничений при ведении медицинской деятельности.

  7. Следование правилам локального и ведомственного контроля.

Проверки медицинских центров бывают общими, комплексными. В ходе них анализируют все направления деятельности организации.

Вот какие параметры проверяет Росздравнадзор:

  • Доступна ли информация о медуслугах. Чаще всего органы контроля в рамках проверки медицинских центров смотрят, как данное учреждение исполняет федеральный закон «О защите прав потребителей». При наличии локальной документации в медучреждении она должна находиться на видном месте. В случае оказания компанией платных услуг сведения о врачах также должны быть общедоступными. Еще медицинская организация должна располагать письменными согласиями пациентов на лечение.

  • Есть ли у организации лицензия на медицинскую деятельность и санитарно-эпидемиологическое заключение. Между сведениями в этих документах не должно быть расхождений.

  • Какое образование у медработников учреждения. Прежде всего контролирующий орган проверяет образование у главврача. В соответствии с общепринятыми нормами его стаж работы должен составлять не менее 5 лет. Кроме того, лицо должно пройти обучение по направлению «Организация здравоохранения». Медработники, имеющие среднее образование, должны обладать сертификатом специалиста. Помимо этого, Росздравнадзор проверяет, есть ли у специалиста следующая документация: должностная инструкция, правильно оформленный трудовой договор, диплом о профильном образовании, сертификат медицинского специалиста.

  • Исполняются ли принятые медицинские стандарты. Чтобы проверить их, изучают основные документы, отраженную в них информацию и правильность ведения учета.

Помимо этого, контролирующий орган может проверить:

  • располагает ли медицинский центр учредительными документами;

  • есть ли приказ о назначении главного врача;

  • соблюдаются ли санитарно-эпидемиологические нормы;

  • есть ли документы об аренде здания медицинского учреждения или о праве собственности на него;

  • есть ли договоры со сторонними организациями на техническое обслуживание или ремонт;

  • есть ли все необходимые сертификаты;

  • с должных ли условиях хранятся медикаменты;

  • соблюдаются ли правила учета медикаментов.

Росздравнадзор на свое усмотрение может проверять и иные аспекты.

Так, орган контроля может изъявить желание ознакомиться со следующей документацией:

  1. Уставом юридического лица.

  2. Приказом о назначении управляющего, трудовым договором.

  3. Действующим штатным расписанием.

  4. Медицинскими документами, касающимися пациентов (например, с договором на платное медобслуживание).

  5. Документами, подтверждающими образование медперсонала.

  6. Трудовыми договорами с работниками.

  7. Документами, которые подтверждают ведение внутреннего контроля качества.

  8. Журналом учета показаний температуры и уровня влажности.

  9. Документами, которые подтверждают факт изучения обращений пациентов.

  10. Оборотной ведомостью по ОС.

  11. Приказами о проведении мероприятий по модернизации.

  12. Перечнем государственных контрактов на ремонтные работы.

  13. Предлагающимися соглашениями к ТД.

  14. Формулярами на оборудование.

Подробная информация о проверке отражена в едином реестре проверок, где также можно узнать, на какое число назначено данное мероприятие.

Плановые проверки медицинских центров проводятся с периодичностью раз в три года на следующих основаниях:

  • Истекает срок исполнения предписания о ликвидации ранее выявленного нарушения.

  • На медучреждение поступили жалобы.

  • Руководитель проверяющего органа издал приказ в соответствии с поручением президента РФ.

Как уже было отмечено, на основании анонимных заявлений проверки медицинских центров не проводятся.

Внеплановую проверку проводят после того, как согласовывают это с прокуратурой. Проверки медицинских центров в этом случае проводятся, если:

  • существует угроза нанесения вреда;

  • выявлены нарушения законодательных требований;

  • установлены иные нарушения, требующие оперативного реагирования.

Компанию предупреждают о планируемом мероприятии за сутки. Благодаря заблаговременному предупреждению у нее появляется время подготовиться к проверке. В течение отведенного периода учреждение может устранить все недочеты в рамках внутренней проверки, собрать необходимую документацию и удостовериться в том, что располагает всеми нужными бумагами.

Если по итогам проверки будут выявлены нарушения, представители органа контроля примут соответствующие меры:

  1. Выдадут организации предписание с требованием устранить выявленные нарушения.

  2. Проконтролируют выполнение требования.

  3. Привлекут лиц, допустивших нарушение, к ответственности.

  4. При наличии признаков административного нарушения будет оформлен соответствующий протокол.

  5. В случае необходимости по итогам мероприятия документы передадут в прокуратуру.

Все предписания фиксируют на официальном сайте Росздравнадзора, где с ними может ознакомиться любой желающий.

Как проходят проверки медицинских центров Роспотребнадзором

Цель проверки медицинских центров — выявить нарушения. Роспотребнадзор может проводить их как в плановом порядке, так и незапланированно, если в адрес учреждения поступают жалобы.

План проверок формируют заранее и размещают его на официальном сайте органа контроля. Подобные мероприятия проводят, чтобы установить, насколько качественно учреждение оказывает услуги и соблюдает ли оно законодательные требования.

О внеплановых проверках медучреждение не предупреждают, а основанием для их проведения становится жалоба пациента (потребителя услуг). Также жалобу вправе подать органы госвласти, сотрудники органов самоуправления, у которых есть основания утверждать, что медицинский центр оказывает некачественные услуги и не соблюдает законодательные требования. В рамках внеплановой проверки контролеры фиксируют процесс работы на том уровне, на котором он проводится обычно. Что касается планового визита, к нему всегда можно подготовиться, чтобы избежать проблем и штрафов со стороны органов контроля.

Обычно в рамках плановой проверки Роспотребнадзор изучает документы, регламентирующие деятельность данной медицинской организации, ее рабочий процесс.

Прежде всего, следует установить, есть ли у учреждения в наличии следующие документы и в каком они состоянии:

  • лицензия на оказываемые услуги (в медицинской, фармацевтической отрасли и так далее);

  • свидетельства ОГРН и ИНН, код ОКВЭД, номер расчетного счета;

  • устав юрлица;

  • документация на занимаемое помещение (свидетельство на право собственности, договор на аренду и прочие бумаги);

  • планы занимаемых помещений (включая поэтажные). Если в учреждении несколько корпусов, то необходим план на каждый из них;

  • штатное расписание на текущий год, в котором должны быть указаны совместители, вольнонаемные рабочие, вакансии и так далее;

  • приказ о назначении на должность, трудовое соглашение руководства предприятия и прочая документация.

Именно на основании вышеперечисленных документов медицинский центр может оказывать услуги населению.

Для того чтобы показать контролерам, в каком порядке предоставляются услуги и как соблюдаются санитарные нормы, у медицинского центра в наличии должны быть следующие документы:

  1. Актуальные санитарно-эпидемиологические заключения. Если нужно, исследования будут проведены в ходе проверки с последующим составлением заключений.

  2. Паспорт вентиляционных систем (обеспечение притока и оттока воздуха), технический отчет об их функционировании, журнал дезинфекции и очистки, договор на проведение работ по очистке, соглашение на техобслуживание и прочее.

  3. Программы производственного контроля: договоры на проведение всех необходимых процедур с подрядчиком, у которого есть соответствующая лицензия, приказ о назначении ответственного лица, протоколы выполняемых исследований и прочее.

  4. Программы утилизации отходов.

  5. Заключения об итогах медосмотра работников медицинских центров, санкнижки.

  6. Инструкции по обработке медицинских изделий, соглашения на их обслуживание и стирку медицинской одежды.

  7. Список применяемого оборудования, договоры на техобслуживание.


Также представители контролирующих органов просмотрят следующие журналы (есть ли они в принципе и как ведутся):

  • контроля концентрации дезинфицирующих средств;

  • расчета расхода дезинфицирующих средств;

  • контроля качества дезинфекции и стерилизации медицинских изделий и работы стерилизаторов;

  • регистрации и контроля функционирования бактерицидной установки;

  • генеральных уборок;

  • учета инфекционных заболеваний.

Также в рамках проверки медицинского центра контролеры оценят, сколько в наличии есть средств дезинфекции, а также какие мероприятия будут проводиться в случае обнаружения ООИ. При необходимости проверят и документы на пациентов.

Итоги проверки оформляют актом, копия которого хранится в медучреждении.

Нюансы проверки медицинских центров прокуратурой

Прокуратура проводит проверки в медицинских центрах со своими специфическими особенностями, и такие мероприятия отличаются от проверок, которые выполняют органы контроля. Их регулирует ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — закон № 294-ФЗ). Остановимся на этих особенностях подробнее:

  1. Инициатива проведения проверки не оформляется в процессуальном порядке. То есть если закон № 294-ФЗ гласит, что перед любой проверкой выпускается распоряжение, о содержании которого сказано в законодательстве, то в законе о прокуратуре такой документации не предусмотрено. Сотрудники прокуратуры могут прийти в медучреждение без какого-либо предупреждения.

  2. Проводя проверку, сотрудники прокуратуры не ограничены определением «предмет проверки». На основании ст. 21 закона о прокуратуре предмет надзорной деятельности в целом — выполнение законодательных актов и соблюдение прав и свобод человека. Предмет надзора довольно обширен, и, если есть желание, можно найти любой повод для проверки того, как соблюдаются законы или права гражданина.

  3. В ФЗ ничего не сказано о планах проведения проверок органами прокуратуры. В ст. 21 закона о прокуратуре обозначено, что основанием для проверки медицинских центров могут быть сведения о фактах нарушения законодательных требований, на основании которых прокурор должен принять меры. Источники этих сведений могут быть любыми, включая СМИ.

  4. По итогам проверки акт не составляют.

  5. В законе РФ не сказано, в течение какого времени должна осуществляться проверка. Таким образом, понятие «срок проведения проверки» отсутствует.

Может сформироваться поверхностное мнение, что в отношениях с органами прокуратуры у всех остальных субъектов нет каких-либо прав. Это не так. Остановимся на правовых инструментах, которые можно использовать или, во всяком случае, учитывать во взаимодействии с прокуратурой в целях защиты прав и законных интересов медицинского учреждения.

Встает логичный вопрос: как определить границы компетенции проверяющего? К примеру, прокуратуры районов и областей обычно ведут так называемый общий надзор за тем, как исполняются законы, соблюдаются права человека. С самого начала управления генпрокуратуры в федеральных округах формировались для противостояния сепаратизму субъектов Федерации на местах. Они наделены своими собственными полномочиями, указанными в положении.

Разные транспортные прокуратуры связаны с видами транспортных средств или территориями (акваториями). Следовательно, компетенция их сотрудников ограничена задачами этих органов.

Кроме того, каждая районная и областная прокуратура располагает приказом о распределении полномочий. Если вопрос вдруг будет рассматриваться в суде, то именно на основании данного документа удастся установить, действовал ли определенный прокурор в границах своей ответственности или же превысил полномочия.

Чтобы удостовериться, что проверка медицинского центра проводится на законных основаниях, вы вправе потребовать у работников прокуратуры служебное удостоверение. На основании ст. 41.1 закона о прокуратуре данный документ удостоверяет личность сотрудника прокуратуры, включая в себя сведения о должности и классе. Также, чтобы удостовериться в законности проверки медицинского центра, вы можете позвонить в соответствующее отделение прокуратуры и выяснить, законно ли данное мероприятие и на каком основании к вам пришли контролеры.

Нередко в распоряжениях о проверке, поступающих в медицинские центры, предмет данного мероприятия обозначен весьма расплывчато, к примеру: «предоставить документы о медработниках, связанных с поликлиникой трудовыми отношениями».

Здесь нужно соблюдать два правила:

  • В первую очередь следует составить официальный уточняющий запрос. Он может быть примерно таким: «Для своевременного предоставления запрошенной информации в полном объеме и соблюдения врачебной, коммерческой тайны и персональных данных просим уточнить, какую именно документацию, касающуюся медицинского персонала, следует предоставить и что является предметом проводимой проверки».

  • Кроме того, на предоставление документов уйдет время. Суды отмечают, что документация должна предоставляться в «разумные сроки», в частности в течение 3–5 дней. Чтобы не усугублять ситуацию, на запрос лучше сразу же дать официальный ответ в письменном виде, обозначив, что к моменту составления запроса у вас будет возможность выдать лишь определенное количество документов. Оставшиеся бумаги вы предоставите в течение 3–5 дней, так как потребуется сделать их копии, сделать прошивку, пронумеровать, заверить, составить описи в соответствии с нормами делопроизводства.

Скачайте полезный документ:
Чек-лист: Как добиваться своих целей в переговорах с клиентами

При выявлении нарушений в рамках проверки, если вы понимаете, что, к примеру, дело об административном правонарушении будет рассматривать арбитраж, к нему нужно будет подготовиться. Рекомендуем изучить материалы проверки — запрос на их получение можно сделать в прокуратуру (например, своими глазами увидеть жалобу пациента, на основании которой проводится проверка).

Проверки медицинских центров и ответственность за нарушения

Проверки медицинских центров

Если медицинский центр нарушил права пациента, о чем стало известно в рамках выполненной внеплановой проверки, надзорный орган вправе привлечь медучреждение к ответственности по Кодексу РФ об административных правонарушениях. Вот за какие недосмотры медучреждение должно отвечать по закону:

  1. Нарушение законодательства РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан (ст. 6.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

  2. Неисполнение обязанностей по информированию граждан о получении медпомощи в рамках программы госгарантий бесплатного предоставления гражданам медпомощи и территориальных программ госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст. 6.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

  3. Неисполнение законодательных требований в области охраны здоровья и получении информированного добровольного согласия (ст. 6.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

  4. Нарушение сроков (в том числе если есть медицинские и социальные показания, а также с учетом сроков с момента обращения женщины в медучреждение для аборта), которые установлены законом РФ в области охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности (6.32 Кодекса РФ об административных нарушениях).

  5. Разглашение сведений, доступ к которым ограничен (ст. 13.14 Кодекса РФ об административных нарушениях).

  6. Неисполнение законного предписания в установленное время (это может быть постановление, представление, решение) органа должностного лица, проводящего госнадзор (контроль), муниципальный контроль (ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

  7. Ведение предпринимательства без госрегистрации или спецразрешения (лицензии) или же с нарушением лицензионных требований (ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

  8. Обман потребителей (ст. 14.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

  9. Нарушение других прав потребителей (ст. 14 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

  10. Прочие.

Облако тегов
Понравилась статья? Поделитесь:
Забрать подарки
из закрытой базы
Скачать 7,4 MB
Полезные
материалы
для руководителей
Скачать 3,2 MB
Елена Койгородова
Елена Койгородова печатает ...